Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Очень важно, чтобы мультипликационные фильмы оставались добрыми и несли людям красоту

Митрополит Волоколамский Иларион: Очень важно, чтобы мультипликационные фильмы оставались добрыми и несли людям красоту
Версия для печати
5 декабря 2015 г. 09:36

28 ноября 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал директор киностудии «Союзмультфильм» А.И. Добрунов.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В прошлом году Россия праздновала 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждый еще со школьной скамьи знает, что этот святой стоит в ряду героев нашей Родины, повлиявших на ход ее истории. Основанный преподобным Сергием монастырь — одна из величайших святынь русского народа. Его город Сергиев Посад — один из главных туристических и паломнических центров России.

Преподобный Сергий широко известен как покровитель Святой Руси. Ему молятся об успехах в учебе. Он не перестает творить чудеса по молитвам тех, кто приходит за помощью к его святым мощам.

Образ игумена земли Русской вдохновляет не только монахов и священнослужителей. Он служит источником творческого вдохновения для людей, чья профессиональная деятельность, казалось бы, далека от Церкви. В скором времени на экраны кинотеатров выйдет полнометражный художественный мультипликационный фильм о преподобном Сергии Радонежском. Сегодня у меня в гостях — его создатель, директор киностудии «Союзмультфильм» Андрей Добрунов.

Здравствуйте, Андрей Иванович!

А. Добрунов: Здравствуйте, владыка!

Мысль о создании этого непростого большого фильма возникла еще в 2010 году. В 2012 году мы приступили к работе, найдя ту стилистику, которая необходима, чтобы воплотить и реализовать эту сложнейшую тему. Всем известно, что жизнь преподобного Сергия непосредственно связана с тем нелегким периодом, когда на карту была поставлена судьба всего нашего государства. Благодаря его прозорливости и его благословению Димитрия Донского произошла та великая битва, в которой мы победили мамайское войско.

Фильм создается непросто, ибо сама тема о преподобном изначально закладывалась как тема светского кино, чтобы этот фильм был понятен и интересен не только православным людям, но и иудеям, и мусульманам, и огнепоклонникам — кому угодно, ведь этот фильм, прежде всего, об эволюции, о человеке, прошедшем путь к святости. Мы затрагиваем четыре периода жизни преподобного Сергия, начиная с 7-ми лет, когда преподобный был еще отроком Варфоломеем, и до 66 лет, когда произошла Куликовская битва.

Митрополит Иларион: Вы являетесь создателем мультипликационного фильма о князе Владимире, который прошел с большим успехом в 2006 году. Правда, ожидалась еще вторая серия этого мультфильма. Я надеюсь, что Вам удастся все-таки завершить этот фильм, потому что, насколько я помню, сюжет остановился на крещении князя, а вот как крещение изменило его жизнь, что за этим последовало и как вообще Крещение Руси, совершенное по инициативе князя Владимира, изменило весь ход нашей истории, было бы очень хорошо показать.

Ваш мультфильм о преподобном Сергии, конечно, тоже говорит о таком переломном моменте в нашей отечественной истории, когда на карту была поставлена независимость нашего Отечества, его будущее. Мы не знаем, что было бы с нами и существовали бы мы вообще, если бы не преподобный Сергий, не Димитрий Донской, которые — один своим благословением, а другой своим ратным подвигом — переломили ту ситуацию и направили нашу историю в то русло, по которому она движется до сих пор. И, конечно, показать все это средствами мультипликационного фильма задача очень непростая.

А. Добрунов: Для этого была выбрана специальная стилистика, потому что персонажи «Князя Владимира» все-таки отличаются от героев «Сергия Радонежского». Персонажи фильма «Князь Владимир» более сказочные, более гротесковые, и вообще там повествование больше похоже на легенду-сказку, нежели на повествование, которое мы создаем в фильме о преподобном Сергии, где персонажи антропоморфные, больше похожи на людей. Мы соблюдали даже каноны, и образ Сергия уже в последних эпизодах практически соответствует каноническому образу преподобного.

Была проделана огромная работа. Конечно, технические возможности на сегодняшний день у нас одни из самых передовых. В чем-то мы открыли новации мирового уровня. Мы пользуемся специальной техникой захвата движения. Мы захватываем движение не только людей, но и животных, что позволяет в сценах Куликовской битвы в одном кадре снять до 12-15 тысяч воинов. Представьте, насколько это будет монументальное сражение. Оно будет очень интересным, потому что в битве со стороны ордынцев участвуют быки, закованные в латы, верблюды, генуэзцы, арбалетчики. С нашей стороны представлены, конечно, все те русские княжества, которые вышли на Куликовскую битву. Мы знаем из истории, что благодаря преподобному Сергию отдельные русские княжества объединились в единый русский народ. То ополчение, которое вышло дополнительно к дружинам князей, может быть, и сыграло доминирующую роль.

Митрополит Иларион: Мультипликационные фильмы — это искусство, адресованное преимущественно детям, но есть мультфильмы и для взрослых, и есть такие мультфильмы для детей, которые очень охотно смотрят взрослые.

Вы не первый художник-мультипликатор, который приходит ко мне на передачу. Как-то ко мне приходил создатель мультфильма «Рождество Христово» Михаил Алдашин. Я считаю, что в свое время это был очень удачный мультфильм — без слов, с музыкой Баха и Бетховена.

Конечно, я только косвенно могу следить за развитием мультипликационного кино, поскольку телевизор смотрю только эпизодически, тем более мультфильмы, но мне кажется, что в современной мультипликации наблюдается опасная и печальная тенденция. Если мультфильмы моего детства были в основном добрыми и красивыми, персонажи в них были привлекательными, то сейчас, когда я просто случайно переключаю телевизионный канал или в самолете вижу у соседа на экране планшета какой-нибудь мультфильм, я ужасаюсь тем уродцам, которых там показывают, особенно если этот мультфильм произведен на Западе. И этих уродцев показывают детям, желая воспитать в них эстетическое чувство. Очень важно, чтобы мультипликационные фильмы оставались добрыми, несли людям красоту, чтобы они показывали детям те добрые образы, которые останутся у них на всю жизнь.

Я являюсь большим поклонником Винни-Пуха. Правда, в отличие от большинства наших соотечественников, которые знают Винни-Пуха по мультфильмам, я узнал об этом забавном герое из книги. Книгу о Винни-Пухе я читал все свое детство, да и сейчас иногда ее почитываю — то на русском, то на английском языке. Кстати, в русской и английской версии это два совершенно разных главных героя, да и другие персонажи тоже отличаются друг от друга. Достаточно сказать, что в английском «Винни-Пухе» Сова — это мужчина, а у нас, естественно, Сова — это такая дама, которая пытается себя показать образованной.

Такие мультфильмы действительно закладывают в душу ребенка что-то очень доброе и светлое — то, что остается на всю жизнь. Думаю, что задача современного мультипликационного кино заключается именно в этом, а задача мультипликационного кино на религиозные темы состоит в том, чтобы спокойно и ненавязчиво рассказать людям о героях нашей истории, таких как князь Владимир, преподобный Сергий Радонежский.

А. Добрунов: Совершенно точно.

Михаил Алдашин — это человек, с которым мы работаем рука об руку. Он является креативным продюсером студии «Союзмультфильм». Безусловно, его фильм «Рождество» очень хороший. Помимо этого, у него много других фильмов.

Что касается изображения персонажей в мультфильмах или анимационных фильмах, как принято сейчас говорить, нужно, во-первых, не забывать о дани традиции. Наша художественная школа и традиция «Союзмультфильма» прежних лет — это, безусловно, прежде всего, прекрасные мастера, обладавшие чудесным образованием, а некоторые из них были даже самоучками. Традиция русской школы рисования, фильмы строились на этой базе.

Мне кажется, что анимация — это как дыхание. Все дышат совершенно по-разному: американское кино со своим дыханием и ритмом, японская анимация — со своим. Мы дышим немножко по-другому. Мы приложили очень много усилий, чтобы в мультфильме передать ту первозданную красоту, которая есть в работах Поленова, Саврасова, Шишкина. У нас работают замечательные специалисты — выходцы лучших академий. Все предметы, все персонажи проходят обработку текстур, которые накладываются вручную, конечно, через компьютер, но вручную. Когда мы показывали материалы в Китае, Японии, Канаде, Германии, все одновременно говорили, что здесь истинный дух русского кино, русской живописи. Некоторые говорят, что у них складывается впечатление, что это ожившая живопись. Поверьте, это очень приятно слышать, потому что анимация — это коллективный труд, здесь работает очень много людей. Нельзя сказать, что создателем фильма является один человек. Огромное полотно или маленький фильм мы создаем все вместе, очень много людей прикладывают к этому усилия. И когда из этого рождается нечто цельное и отмечается такими комплиментами в наш адрес, это дорогого стоит.

Митрополит Иларион: Для меня как человека церковного очень важно, что в последнее время разрушается такой стереотип, согласно которому Церковь — это что-то специфическое, что должно быть выделено в некую особую территорию, находиться в каком-то гетто; что Церковь только для людей, «ищущих утешения в религии», как о них говорили в прежние времена. Допустим, мультфильм — это универсально, это для всех детей, а Церковь — это только для церковных детей. Но Вы показываете в мультфильмах героев, которые канонизированы Церковью, и, действительно, о святых можно создать много интересных мультфильмов. Я прямо вижу перед глазами мультфильм о Серафиме Саровском, как он кормит медведя, как преображается на глазах Мотовилова… Все это можно прекрасно показать средствами мультипликационного кино. Но самое главное, что Церковь — это не какая-то специальная организация, не какое-то бюро ритуальных услуг. Церковь — это неотъемлемая часть народной жизни. Она всегда таковой была и таковой остаётся. И то, что наши святые возвращаются в произведения искусства, становятся героями музыкальных и театральных постановок, художественных и мультипликационных фильмов, я воспринимаю весьма положительно.

Некоторые церковные люди не одобряют, например, идею создать мультипликационный фильм об Иисусе Христе, или сделать Иисуса Христа героем рок-оперы. Некоторые из верующих даже художественные фильмы о Христе воспринимают отрицательно, видят в этих фильмах какое-то кощунство. А я со своей стороны считаю, что и Сам Христос, и святые, которые следовали Его путем, гораздо универсальнее, чем так называемая субкультура. Их влияние на мир, на человека может быть гораздо шире, если их образы будут присутствовать в светском искусстве.

А. Добрунов: Популяризация образа святого через анимационное кино, если можно так сказать — наиболее доступная форма, потому что мы специально преследовали цель создать фильм в той стилистике, которая бы напоминала наши полнометражные анимационные фильмы 50-70-х годов, где что-то создавалось через «эклер» — специальные технологии. И хотя наши современные модели трехмерные, мы их специально уплощаем, чтобы создавалась полная иллюзия, что они нарисованы. Безусловно, если мы говорим о популяризации, важно, что мы закладываем в главного героя, потому что, как известно, преподобный Сергий не выступал на площадях, не говорил длинных речей. Он всех обучал своим примером и чаще всего без слов. Он просто делал. Он видел больше, чем другие. Безусловно, были чудеса, которые описаны в его житии. Фильм у нас будет большой, почти 100-минутный, и в нем есть сцены, которые не описаны в житии. Но мы делаем это очень аккуратно, стараясь не создать почву для кривотолков. Мы очень тонко подходим ко всем словам, которые произносит преподобный Сергий.

Этот фильм, как мы предполагаем, будет в категории 6+. Мы постараемся избежать жестоких сцен, хотя там будет и битва, и поведение ордынцев, и схватки между князьями — все то, что на самом деле и было в тот период. Ведь период XIV века крайне разрушительный, и в то время все нуждались только в одном — в надежде, которую как раз и подарил преподобный Сергий Радонежский. Он подарил всем надежду на будущее, вселив ее в души людей. Ведь многие не понимали, что же будет завтра — ни через год, ни через месяц, а завтра. Сергий Радонежский объединил русские земли и всех русских людей в борьбе с внешними врагами, и это позволило России стать сильной державой.

Митрополит Иларион: Ваше творчество показывает, какое колоссальное влияние на культуру оказывает христианство. В христианстве заложен внутренний потенциал, способный оплодотворять самые разные направления искусства. Вот почему существуют и христианская живопись, и христианская музыка, и христианские литературные произведения, и поэзия. И в последнее время стали появляться христианские мультфильмы. Это очень хорошо и я хотел бы пожелать Вам и всему возглавляемому Вами творческому коллективу киностудии «Союзмультфильм» помощи Божией, и чтобы как можно больше было добрых, светлых мультфильмов, способных дарить радость и детям, и взрослым.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Портал Богослов.ru и интернет-журнал «Татьянин день» запустили проект «Священник XXI века»

Святейший Патриарх Кирилл: Там, где сознательно упраздняется Крест Христов, неизбежно рано или поздно жизнь людей скатывается в преисподнюю

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в программе «Голос поколения. Преподаватели»

В.Р. Легойда принял участие в Просветительском марафоне «Знание.Первые», открывшем Международную выставку-форум «Россия» на ВДНХ

Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с представителями Коптской Церкви

Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с руководителем Российской ассоциации религиозной свободы

Состоялось первое в 2024 году заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

В Храме Христа Спасителя пройдет премьера документального фильма, посвященного памяти протоиерея Александра Агейкина

Состоялась премьера фильма «Святой князь Даниил Московский и его обитель»

В 15-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла на федеральных каналах демонстрируются фильмы, посвященные жизни и деятельности Его Святейшества

Портал Богослов.ru открывает серию подкастов