Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий Юридической службы Московской Патриархии по вопросу наделения религиозных организаций статусом иностранных агентов

Версия для печати
22 декабря 2015 г. 16:28

Юридическая служба Московской Патриархии не поддерживает озвученные в СМИ предложения о наделении религиозных организаций статусом иностранных агентов. К иностранным агентам ФЗ «О НКО» относит НКО, которые получают денежные средства из иностранных источников, и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Религиозные организации отделены от государства и не вправе участвовать в политической деятельности. Прямые запреты на этот счет установлены п. 5 ст. 4 Закона о свободе совести, п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях». Именно по этой причине российский закон не относит религиозные организации, получающие денежные средства из иностранных источников, к числу иностранных агентов. В случае пересмотра этой нормы потребуется пересмотр конституционного положения об отделении религиозных объединений от государства, поскольку религиозные организации станут рассматриваться как участники политической деятельности.

Помимо этого с принятием Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации», был изменен порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, в которых указывается общая сумма средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил  прежний порядок контроля. Главные изменения заключаются в следующем.

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности.

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий к новациям в законодательстве о паломнической деятельности религиозных организаций и туризме

Комментарий Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях

Комментарий Правового управления Московской Патриархии в связи с принятием закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"»

О формах и правилах господдержки НКО, относящихся к религиозным организациям

Об освобождении религиозных организаций от обязательной аттестации рабочих мест

Минимальная заработная плата: право религиозных организаций на отказ от присоединения к региональным соглашениям

Сообщение Правового управления Московской Патриархии о подписании Президентом РФ двух Федеральных законов, освобождающих религиозные организации от сдачи бухгалтерской отчетности

Разъяснение Правового управления о запросе сведений о численности работников религиозных организаций, не являющихся пенсионерами

Запрет на использование самовольных построек: будет ли он распространяться на храмы?

Госдума поддержала право духовных организаций давать дополнительное образование. Комментарий юриста Учебного комитета