Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью А.В. Щипкова РИА «Новости»

Интервью А.В. Щипкова РИА «Новости»
Версия для печати
12 января 2016 г. 15:58

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла исполняющим обязанности первого заместителя председателя недавно образованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ был назначен А.В. Щипков. В интервью РИА «Новости» он рассказал о том, как воспринял свое назначение, как оценивает нынешнее состояние и перспективы взаимодействия Церкви с органами власти и НКО и какие задачи ставит перед собой.

— Александр Владимирович, насколько неожиданным было для Вас предложение стать первым заместителем председателя нового синодального отдела?

— В моей профессиональной деятельности мне приходилось поочередно заниматься практической и экспертно-аналитической работой. В последние годы я был связан в основном с академической и экспертной средой. Предложение Святейшего Патриарха Кирилла заставило меня вновь вернуться в практическую плоскость.

— Ваши новые обязанности совпадают со стоявшими перед Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества, который возглавлял протоиерей Всеволод Чаплин и который на декабрьском Синоде был объединен с Синодальным информационным отделом во главе с Владимиром Легойдой?

— В мои обязанности входит взаимодействие с органами государственной власти и НКО. В мои обязанности не входит взаимодействие с медийной средой.

— Будете ли Вы участвовать в выстраивании взаимоотношений Церкви с региональными руководителями?

— В случае возникновения вопросов, входящих в мою компетенцию.

— Какие предпримите первые шаги?

— Те же, которые предпринимает любой руководитель при вступлении в должность, — не допустить сбоя в работе с текущими документами.

— В Интернете пишут, что Вы прошли путь от православного диссидента в советское время до высокопоставленного чиновника в современной России. Как это прокомментируете?

— Этимология термина «диссидент» известна — «сидящий в стороне». Мне это слово не близко. Мы были молоды, считали себя православными «подпольщиками», любили свою родину и свою Церковь, были готовы рисковать благополучием ради своей веры. И никогда не «сидели в стороне», мы были людьми действия.

— Что Вам дал опыт работы в качестве помощника председателя Совета Федерации Сергея Миронова?

— Сначала я видел религиозный мир только глазами прихожанина, практикующего христианина, потом глазами исследователя, ученого, социолога религии. Работа в Совфеде существенно дополнила предыдущий опыт, я увидел церковно-государственные отношения глазами практика, которому необходимо решать конкретные проблемы как политического, так и практического характера. Я занимался религиозной тематикой в очень широком аспекте. Через меня проходили документы самых разных структур, министерств и агентств в части моей компетенции. Довелось работать с субъектами Федерации. Это была насыщенная и разнообразная работа.

— Википедия в целом верно отражает основные этапы вашего жизненного пути?

— До 35 лет я был рабочим, после занимался интеллектуальным трудом. Русская версия Википедии больше пишет о первой половине, английская больше о второй. И там, и там неточностей процентов двадцать.

— Считаете ли Вы возможным рабочее взаимодействие с протоиереем Всеволодом Чаплиным, Вашим предшественником в вопросах церковно-общественных отношений?

— У отца Всеволода большой интеллектуальный потенциал, как он им воспользуется — покажет время.

— В общественном пространстве Церковь иногда упрекают в том, что она слишком лояльно относится к проводимой руководством страны политике и недостаточно активно высказывает свое мнение по наиболее острым общественно-политическим вопросам. Насколько справедлива такая оценка, на ваш взгляд?

— Задача недоброжелателей — постоянно ссорить государство и Церковь. В разные эпохи то государство натравливают на христиан, то христиан толкают бороться с собственным государством. Мы это понимаем и никогда не пойдем на чужом поводу. Христиане — граждане своей страны и имеют право на высказывание своего мнения. Я бы рекомендовал проанализировать статьи и выступления Патриарха Кирилла за последние три-четыре года. Или выборочно за последние тридцать лет. Вы обнаружите очень точные и порой жесткие оценки текущих событий и решений. Но они всегда направлены на врачевание и созидание, а не на обличение и разрушение. В ответ оппоненты создают два встречных мифа — о лояльности и сервильности Церкви и о клерикализации государства. Эти утверждения не отражают реальной ситуации.

— Каковы механизмы участия представителей Церкви в обсуждении новых законов, бюджета страны, ведомственных распоряжений? И насколько часто государственное руководство прислушивается к мнению Церкви при принятии тех или иных решений?

— К мнению крупнейшей религиозной организации, выступающей от лица многомиллионной паствы, конечно, прислушиваются. И к мнению организаций с меньшим количеством приверженцев тоже прислушиваются. Механизмы участия Церкви в обсуждении законопроектов существуют в виде советов или конкретных лиц, ответственных за контакты с религиозными организациями. Проводятся обсуждения в рамках публичных чтений в Федеральном Собрании, в Общественной палате и на таких общественных площадках, как Рождественские чтения или Всемирный русский народный собор. Но всегда есть куда двигаться, эти механизмы нужно совершенствовать и развивать.

— Как могут строиться отношения между Церковью и государством? Как это происходит в других странах?

— Существует довольно много интересных моделей государственно-церковных отношений. В России нет окончательно сложившейся системы, но можно наблюдать появление элементов договорной системы, которая успешно существует в ряде европейских стран. В этом вопросе невозможно принять быстрое волевое решение. Все должно складываться неспешно по мере появления проблем и опыта их разрешения.

— Планируете ли Вы общаться с политиками, общественными деятелями, журналистами, которые критикуют руководство страны и Церковь за те или иные инициативы?

— Да, это важно. Опыт показывает, что зачастую между реальным мировоззрением человека и трактовкой его публичных заявлений есть расхождения. Личное общение помогает это понять и искать точки соприкосновения, сотрудничества и понимания.

— Продолжите ли Вы свою публицистическую деятельность? И можно ли после Вашего нового назначения говорить, что мнения, которые Вы высказываете в своих статьях и комментариях, являются официальной церковной позицией?

— Научная, публицистическая и иная творческая деятельность не противоречит моим должностным обязанностям, но, безусловно, принадлежит исключительно мне и ее нельзя отождествлять с официальной позицией Церкви. Официальная позиция — это документально подтвержденная позиция, высказанная Архиерейским Собором, Синодом, Патриархом или лицом, специально уполномоченным на это вышеперечисленными институтами.

— Какие цели Вы перед собой ставите и по каким критериям будете оценивать эффективность своей работы спустя годы?

— Быть полезным людям, Церкви и Отечеству. Критерий универсален — чтобы спустя годы не было стыдно за свои поступки и решения.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Джуканович не внял голосу народа

Митрополит Волоколамский Иларион: Для христиан не имеет никакого значения, какой цвет кожи был у Иисуса Христа

Митрополит Волоколамский Иларион: Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с решением по собору Святой Софии в Стамбуле

Митрополит Волоколамский Иларион: Превращение Святой Софии в мечеть в сегодняшних условиях стало бы недопустимым нарушением свободы вероисповедания

Митрополит Волоколамский Иларион: Упоминание Бога в Конституции отражает консенсус всех традиционных религий России

Митрополит Волоколамский Иларион: Военнослужащие нуждаются в присутствии Церкви

Митрополит Рязанский Марк: Неоязычество — серьезная угроза государственной безопасности

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы не можем менять название Церкви в угоду политической конъюнктуре

В.Р. Легойда — о правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19