Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Светские дела вне нашей компетенции

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: Светские дела вне нашей компетенции
Версия для печати
9 июля 2008 г. 11:55

Завершившийся в Москве Архиерейский Cобор Русской Православной Церкви принял Положение о церковном суде и избрал его состав на ближайшие четыре года. Председателем суда избран митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Свое первое интервью после возвращения из столицы митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор дал корреспонденту «Российской газеты».

— Владыка, а может ли обычный житель Кубани обратиться в церковный суд?

— Перечень правонарушений, подлежащих рассмотрению, будет в ближайшее время утвержден Священным Синодом. Он включает в себя пять категорий дел: по правонарушениям против веры, против ближнего и христианской нравственности, против правил о монашестве, против иерархического порядка и против пастырской службы.

Жители края и всех других регионов могут обращаться в него по поводу недобросовестных пастырей, расторжения церковного брака. Мы будем тщательно относиться к приему заявлений. Жалобы от граждан, находящихся вне церкви, также должны рассматриваться — в случаях церковных правонарушений против ближнего и христианской нравственности.

— Не получится ли разногласия между правом церковным и юридическим?

— Особенность подобного суда в том, что мы займемся исключительно делами, которые касаются церковной жизни. Светские дела — вне нашей компетенции. Тем не менее, здесь будут работать и профессиональные юристы. Это значительно облегчит деятельность епархиальных судов на местах.

— Как вы восприняли свое избрание в качестве председателя церковного суда, ведь карательная миссия для верующего человека — ноша нелегкая?

— Я хотел бы, чтобы у нас было как можно меньше конфликтных случаев. Церковное наказание — это особая мера, когда человек упорствует. И смысл работы церковного суда — не столько в том, чтобы наказывать, сколько побуждать к покаянию и исправлению.

Наказание дается на какое-то время, покаяние может его смягчить и даже отменить. Ведь, например, в недавнем конфликте, прежде чем лишить сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида, выступившего с обвинениями против Русской Православной Церкви, 185 священнослужителей во главе с Патриархом пытались убедить его отказаться от заблуждений. Но мы и сейчас готовы к продолжению диалога с бывшим епископом.

— Владыка, что в первую очередь характеризует христианское понимание гражданских прав и свобод?

— На последнем Архиерейском Соборе был принят документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». На самом деле Церковь не устраняется от подобных проблем. Но и понимает она данные категории несколько иначе, чем это принято у ряда современных правозащитных движений.

Для христианина личная свобода не может быть выше ценностей духовного мира. Думается, мы слишком много в свое время говорили о правах человека и совершенно забыли о его ответственности перед Богом, Родиной, семьей. Как следствие — те горькие плоды, которые сейчас пожинаем. Например, кризис института семьи, а отсюда и демографические проблемы.

Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать и надругательство в публичной сфере и глумление в СМИ над предметами, символами и понятиями, которые почитаются верующими людьми.

— Иногда звучат заявления о том, что на Кубани власти слишком много внимания уделяют нуждам Православной Церкви, порой за счет налогоплательщиков, тем самым якобы нарушая права людей других религиозных конфессий. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Ни в одном российском регионе так не пострадали православные храмы в годы советской власти, как в казачьем крае. Порушены были сотни церквей, многие монастыри снесены до основания: Лебяжья пустынь неподалеку от Краснодара, Иверский женский монастырь в Туапсе. Годами длятся тяжбы вокруг церковного имущества, многие территории, помещения, некогда принадлежавшие Русской Православной Церкви, ей до сих пор не возвращены.

Что касается бюджетных денег на реставрацию зданий православных храмов, то многие из тех помещений, что сохранились, являются не только культовыми — это памятники истории и архитектуры. Краевая программа по их возрождению открыто обсуждалась и была единогласно утверждена депутатами Законодательного собрания края.

— Владыка, довольно жаркие споры ведутся и о введении православия в общеобразовательных школах в качестве обязательного предмета. Какие аргументы вы приводите в дискуссиях на такую тему?

— На последнем Архиерейском Соборе снова поднимался этот вопрос, как и о церковном образовании, о необходимости создания воскресных школ во всех приходах. Буквально недавно об этих же проблемах мы разговаривали с атаманом Кубанского казачьего войска. Я считаю, преподавание основ православия должно быть в классах. Поскольку школьники являются гражданами России, они должны знать ее историю и культуру. А как все это можно воспринять без знания основ православия?

Беда ведь в том, что наша молодежь оказалась отлученной от российской культуры. Выросла на западных образцах «иностранцами» в своей собственной стране.

У нас есть опытные педагоги. В Славянском районе, к примеру, уже несколько лет эта дисциплина в качестве эксперимента преподается во многих школах, и никаких проблем там с другими конфессиями не возникло.

— Вчера на Кубани довольно широко отметили День семьи, любви и верности. Новый праздник, по-вашему, может стать альтернативным Дню святого Валентина?

— Восьмое июля — День памяти чудотворцев муромских, верных супругов Петра и Февронии. Их святые мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме Владимирской области. Я обратился к Владимирскому владыке с просьбой выделить частичку мощей этих святых. Он откликнулся и привез их на Архиерейский Собор в Москву, чтобы передать Екатеринодарской епархии. Сейчас они находятся в Екатеринодарском кафедральном соборе. И все желающие могут прийти и помолиться покровителям супружеской верности и любви.

На Архиерейском Соборе мы обратились к президентам России, Украины и Белоруссии с просьбой сделать государственным праздником День крещения Руси. И отмечать его так же широко, как празднуется День Кирилла и Мефодия. Надеемся, нам пойдут навстречу, и российские граждане получат право отметить еще одну великую дату в истории своей страны празднично и молитвенно.

Справка «РГ»

Церковный суд существовал в России до революции 1917 года. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года был принят Устав Русской Православной Церкви, который предусматривает создание церковно-судебной системы в трех инстанциях. Председателем суда избран митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, а его заместителем — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий.

Судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды. Следующие, высшие ступени — Общецерковный суд и апелляционная инстанция — суд Архиерейского Собора. Они имеют юрисдикцию в пределах всей Церкви.

Как говорится в положении, церковные суды предназначены «для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви».

По мнению сотрудников правоохранительных органов, такие суды смогут оказать также значительную помощь в борьбе с тоталитарными сектами и теми, что маскируются под различные религиозные организации.

Елена Лубинец, Краснодар, «Российская газета» — Кубань №4702 от 9 июля 2008 г.

 

Все материалы с ключевыми словами