Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»
Версия для печати
27 января 2016 г. 12:42

26 января 2016 года в Совете Федерации в рамках IV Рождественских Парламентских встреч доклад председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия зачитал заместитель председателя Отдела игумен Митрофан (Шкурин).

Ваши Высокопреосвященства! Уважаемая Зинаида Федоровна! Дорогие братья и сестры! Уважаемые коллеги!

Сердечно вас всех приветствую. Замечательно, что проведение Парламентских встреч в рамках Международного Рождественского образовательного форума стало уже доброй традицией. Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю признательность организаторам и участникам обсуждений за готовность к конструктивному диалогу и внимание к позиции Церкви по многим важнейшим и актуальным вопросам современной жизни общества.

Сегодня в контексте общей тематики Парламентских встреч в ходе нашего круглого стола планируется представить успешный региональный опыт преподавания предметов духовно-нравственного содержания, обсудить перспективы развития религиозного образования в школе. При участии сенаторов, епархиальных архиереев, руководителей органов управления образованием, представителей научной общественности нам предстоит рассмотреть ключевые вопросы взаимодействия органов государственной власти, религиозных, общественных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, выработать и согласовать рекомендации в этой области.

Не сводимый к единому знаменателю широкий спектр культурного, конфессионального многообразия заставляет людей разных религий, взглядов и мировоззренческих ориентаций действовать с большой осмотрительностью при обсуждении религиозной проблематики. То, что представляется простым и понятным на уровне внутрицерковном, приобретает совершенно другую степень сложности на уровне государственно-конфессионального согласования. Попытка упростить ситуацию и придерживаться «традиционного» секулярного сценария в вопросах образования не добавит ничего к тому, что уже было сказано по проблеме образования и воспитания. Полагаю, что исходным посылом обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания является культурное и духовное многообразие России. Из этого мы исходим в формировании церковно-государственных отношений.

31 декабря 2015 года Президентом была утверждена обновленная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В документе особо подчеркивается, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных стратегических задач в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Наши общие усилия направлены на обеспечение духовной безопасности нашего Отечества, на воспитание сограждан на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Достижению этой цели и призвана способствовать наша нынешняя дискуссия, в рамках которой, надеюсь, нам удастся прийти к взаимопониманию.

Закрепляя участие традиционных религиозных организаций в образовании, современное российское законодательство де-факто признает важность формирования общественного согласия на основе базисных духовно-нравственных ценностей. И здесь крайне необходимо создать адекватные образовательные условия для приобщения детей к традиционной духовной культуре нашего народа. Серьезность намерений в данном случае определятся практической обстоятельностью в решении воспитательных задач. Простите меня, но те самые 30 часов на изучение ребенком близкой его семье религиозной культуры по выбору за все 11 лет обучения в школе свидетельствуют об обратном.

Когда мы выступаем за расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору по годам и ступеням школьного образования, речь идет не просто об увеличении учебной нагрузки по одному из предметов. По сути, мы обсуждаем наше будущее и от слов о приоритетности воспитания переходим к практическим шагам.

В соработничестве с Министерством образования за последние годы сделано многое. Самое главное: есть понимание необходимости приобщения детей и молодежи к базовым культурным и религиозным ценностям. Духовно-нравственный компонент стал неотъемлемой частью школьного образования. А теология, наконец, вошла в круг признанных государством научных специальностей. Улучшается и качество подготовки учителей и учебно-методического обеспечения по религиозным культурам. Но вместе с тем не обходится и без трудностей. И здесь необходима позитивная динамика, крайне важно сохранить инициативу и действовать на опережение, предупреждая возникновение тех или иных проблем и исходя из понимания национальных приоритетов России как суверенного, независимого государства, отстаивающего на международной арене традиционные нравственные ценности.

Одним из ключевых инструментов в работе над повышением качества образования и воспитания должно стать применение инноваций. Инновационность — это новый взгляд на традицию. Точка зрения, которая позволяет увидеть в привычных и кажущихся некоторым старомодными принципах нечто новое, важное, актуальное вне зависимости от времени и пространства. Милосердие, бескорыстие, благородство и жертвенная любовь — вот те непреходящие нравственные ценности, на которых должно воспитываться молодое поколение, которые должны лежать в основе нашего образовательного процесса.

Чтобы эти традиционные духовно-нравственные ценности находили отклик в сердцах юношества, необходимо, чтобы они также жили в сердцах их учителей, воспитателей, преподавателей и наставников. «Слова назидают — примеры влекут», гласит известная народная пословица. Привлечение представителей Церкви к подготовке учителей, разработке и экспертизе учебников по православной культуре — это не просто дань добрым государственно-конфессиональным отношениям. Это та самая живая связь с традицией, с теми корнями, которые продолжают питать устойчивость России.

Многообразие региональных практик является свидетельством творческого отношения к общему культурному наследию народа России. Сегодня можно сказать, что то, как развивается практика духовно-нравственного образования в регионах России, во многом предопределяет развитие законодательства в этой области. Начало эксперимента по апробации предметной области по «Основам религиозных культур и светской этики» — закономерное следствие активного распространения преподавания религиозных культур в рамках регионального компонента образования в середине 1990-х годов. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — пока что недостаточный ответ на общественный запрос на изучение религиозной культуры в школе. В рамках этой области так, как она введена сейчас, не гарантируется возможность изучения православной культуры по выбору на основной ступени общего образования. Это пока недостаточный ответ на запрос православного сообщества и школы, педагогов относительно расширения практики религиозного образования по ступеням общего образования. Всем нам, не только Церкви, нужна полноценная система духовно-нравственного образования в школе, гарантия возможности изучения православной культуры в любой школе по всем годам обучения, в необходимом объеме и с нужным качеством образования.

Сегодня опыт регионов шире и многообразней регламентаций из центра. Я бы сказал, что педагогами, понимающими значимость духовно-нравственного образования и для развития личности школьников, и для национальной безопасности и развития нашего государства, используется любая возможность для духовно-нравственного образования детей. Идет это от педагогов, энтузиастов, на уровне интуиции чувствующих необходимость приобщения детей к традиционным нравственным ценностям. Роль учителя в становлении личности школьника переоценить невозможно. Но нужна не просто санкция органов власти, а систематическая поддержка развития этого образования, помощь энтузиастам, которые увлечены своей работой как служением, для кого она — призвание.

В связи с этим не могу не сказать о важности развития конфессионального образования. Православные школы — это по-настоящему центры духовно-нравственного воспитания и не только для детей из церковных семей. Но трудности, с которыми приходится сталкиваться таким образовательным организациям, зачастую отнюдь не содержательного и организационного порядка. К сожалению, материальные затруднения останавливают, нивелируют очень важные и интересные инициативы талантливых педагогов и наставников. Справедливости ради нужно сказать, что эти драгоценные проявления человеческого духа, его победы над серостью и меркантилизмом нуждаются в существенной поддержке и внимании со стороны государства и общества не меньше, чем многодетные семьи или социально незащищенные слои населения.

Нравственная, патриотическая, добрая, способная к состраданию и солидарности молодежь — это, пожалуй, лучшее, чего может желать любое общество.

Подводя итог своему выступлению, хотел бы отметить, что возможность полноценного приобщения учащихся в детских садах, школах, вузах к традиционным религиозным культурам, духовно-нравственным ценностям, безусловно, является прямым следствием согласованности наших позиций, взаимных усилий, направленных на созидание российского образования на принципах его исторической и культурной преемственности, с учетом нашего богатейшего культурного и духовного наследия.

Сердечно благодарю за внимание.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

В Центре Императорского палестинского общества в Москве прошла презентация собрания трудов равноапостольного Николая Японского

В Екатеринбурге состоялось пленарное заседание XII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История»

Проблемы и положительный опыт приходского просвещения взрослых обсудили на Рождественских чтениях

В Троице-Сергиевой лавре прошла презентация концепции развития Сергиева Посада

Предстоятель Русской Церкви принял поздравления от государственных и общественных деятелей с 15-летием интронизации

Поздравление председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации [Приветствия и обращения]

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом» прошел в ОВЦС

Вопросы развития старообрядных приходов Русской Православной Церкви обсудили участники круглого стола

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»