Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

В Новоспасском монастыре прошла работа направления Рождественских чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности»

В Новоспасском монастыре прошла работа направления Рождественских чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности»
Версия для печати
28 января 2016 г. 10:45

26-27 января 2016 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы прошла работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.

26 января пленарное заседание возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

В президиуме присутствовали: сопредседатель — епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского монастыря; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь); куратор — игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

В докладе «Монашеское делание как обретение внутреннего Царствия Божия» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что Царствие Божие есть благодатное состояние души, пребывающей с Богом, ради Которого стоит отказаться от самых дорогих сердцу вещей и привязанностей. Наиболее решительное и определенное отречение предполагается в принятии монашества. Ради самого главного в жизни — Бога — инок жертвует наиболее ценным в глазах людей мира сего — своеволием, плотским наслаждением и материальным богатством. Его Высокопреосвященство подчеркнул, что монашеские обители призваны быть оазисами Царствия Божия на земле. Высокопреосвященнейший митрополит Георгий затронул актуальный вопрос о крайностях монашеской жизни: внутреннего подвига без деятельной любви или внешней деятельности без сокровенной духовной жизни. «Попытка создать вокруг себя Царствие Божие без создания его прежде в самом себе неизменно обречена на неуспех… В то же время и самонадеянный уход в самого себя в поисках Царствия Божия без прохождения духовного научения под руководством опытного наставника в общежительном монастыре чреват самообольщением», — отметил Его Высокопреосвященство. Помочь избежать этих опасностей при прохождении монашеского поприща может лишь послушание игумену и следование монастырскому уставу. «Устав обители является для иноков благодатной защитой, нарушение же его ведет к риску потерпеть поражение в невидимой брани с врагом», — сказал в заключение своего выступления владыка Георгий.

По словам митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, выступившего с докладом «Игумен и обретение «внутреннего Царства» братией», игумен является для своего братства духовным вождем; его основная роль состоит не в административном управлении, а в том, чтобы помочь братьям обрести Бога в своей жизни. И важно, чтобы монахи сами избирали себе игумена: своим выбором они показывают, что полностью ему доверяют, принимают его слово как волю Божию. А добровольное, свободное послушание монахов игумену — это одно из главных условий созидания Царства Божия в братстве. При этом сам игумен должен иметь опыт жизни в послушании и аскезе, смирении и безмолвии, чтобы он ощутил, прежде всего, внутри себя Царство Божие, тогда он способен и другим передать его.

Иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Алавердский Давид (Махарадзе) предложил аудитории доклад «Устав и внутреннее делание монашествующих», в котором поделился личным опытом и сказал о Евангельской основе монашеских правил. Основным положением доклада стала мысль о том, что, продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова — духа монашества, полученного от богоносных Отцов через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Все древние уставы в общих чертах передают одинаковый дух монашества, который ведет нас к Самому Господу Иисусу Христу.

Как и митрополит Георгий, Его Высокопреосвященство особое внимание уделил вопросу: будет ли способствовать внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу и приводит ли монаха к совершенству в духовной жизни строгое исполнение заведенного в монастыре порядка? По мнению Высокопреосвященнейшего Давида, соблюдая все монастырские правила и порядки, монашествующие кладут камни фундамента для внутреннего делания.

Доклад профессора А.Г. Шустрова «Внутренняя жизнь и духовная победа по учению Отцов Церкви» был посвящен стремлению человека к высшей цели — единению с Богом через победу над своеволием и страстями.

После перерыва секция «Духовная жизнь в современном монастыре» под председательством епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина продолжила работу направления Чтений.

В президиуме присутствовали: куратор — игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата.

Настоятель монастыря Ксенофонт на Святой Горе Афон архимандрит Алексий (Мадзирис) в сообщении «Практика откровения помыслов в святогорской традиции» подчеркнул значение этого спасительного делания. Отвержение всякого помысла о мире и непрестанная борьба с «ветхим человеком» составляют подвиг, через который монах становится добровольным мучеником. На этом пути действуют два фактора: таинство Покаяния и духовное руководство. Отношения со старцем должны быть основаны на любви и доверии ему. Духовной опасностью является ситуация, когда монах ищет непосредственного руководства в текстах святых отцов без совета и личных взаимоотношений со старцем.

Игумен Авксентий (Абражей), исполняющий обязанности наместника Рождество-Богородицкого мужского монастыря Туровской епархии (Белоруссия) в докладе «Исповедь в жизни монаха как Таинство воссоединения с Богом и братией» показал необходимость внимательного отношения монашествующих к исповеди, поскольку целью покаяния является единение кающегося с Богом и братией. Но исповедь должна быть правильной: для того, чтобы обнажить свою рану перед духовным отцом, не оправдывая себя и не перекладывая вину на других, требуется духовное мужество и сознание, что исповедь совершается силою Божией. Задача игумена и старшей братии монастыря — создать такие условия, чтобы помочь иноку раскрыться и начать доверять игумену откровение помыслов.

В завершение работы секции «Духовная жизнь в современном монастыре» иеромонах Пантелеимон (Королев) зачитал доклад игумена Кронида (Карева), настоятеля Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря, «Внутреннее делание в условиях новообразованной обители». Игумен Кронид выделил четыре основных составляющих повседневной монашеской жизни. Во-первых, это молитва, причем особое значение имеет молитва келейная. Во-вторых, взаимоотношения между братиями, основанные на терпении и снисхождении. В-третьих — труд, при организации которого необходимо изначально оценить все возможности монастыря: в обители должны быть организованы такие послушания, которые не станут для братий непосильными и не лишат их духовной жизни. Наконец, большое значение имеет удаленность монастыря от мира. По глубокому убеждению докладчика, основанному на монашеском предании, монастырь должен быть в определенные часы закрыт для посещений, чтобы у каждого монаха было время на пребывание в келье, которая, по словам отца Кронида, должна быть сладка и вожделенна для монаха, должна быть для него крепостью, свидетельницей подвигов и утешением.

Таким образом, в процессе обсуждения темы «Древние монашеские традиции в условиях современности» участники выразили согласие в том, что древние монашеские традиции, проникнутые Евангельским духом, полезно вводить и сохранять в современных обителях. Святоотеческие правила и традиции всегда остаются тем немеркнущим идеалом, к которому должны стремиться насельники обителей.

В рамках работы направления была также представлена презентация монастырских хозяйств.

В работе направления приняли участие представители Русской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Среднеазиатского митрополичьего округа, Православных Церквей Латвии и Эстонии, РПЦЗ, Элладской и Грузинской Православных Церквей и Святой Горы Афон — всего около 270 монашествующих и мирян, в том числе 15 архиереев, 93 архимандрита, игумена и иеромонаха, 62 игумении.

27 января участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» продолжили свою работу. В этот день темы круглых столов были посвящены вопросам использования современных технологий в монастырях и обеспечению необходимых потребностей братии.

Работу за круглым столом «Использование современных технологий в монастырях» возглавил епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; куратор — настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря игумения Домника (Коробейникова).

С краткими докладами о положительном опыте использования насельниками монастырей современных технологий, а также об опасностях, связанных, преимущественно, с информационными технологиями, выступили: митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; настоятель монастыря Ксенофонт на Святой Горе Афон архимандрит Алексий (Мадзирис); настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова); настоятельница Елисаветиснкого женского монастыря в Мюнхене Русской Православной Церкви Заграницей игумения Мария (Сидоропулу); настоятель Косьминской пустыни Екатеринбургской митрополии игумен Петр (Мажетов); настоятельница Успенского женского монастыря Витебской епархии игумения Илария (Болт).

В своих выступлениях докладчики отмечали, что Церковь не считает технический прогресс ни безусловно положительным, ни безусловно отрицательным и признает достижения цивилизации, если они не идут вразрез с евангельскими заповедями. В монастыре технологии, облегчая труд монахов, дают им возможность больше времени посвящать молитве и чтению. Онлайн-технологии позволяют решать проблему получения монахами духовного образования. При этом насельники монастырей призваны помнить и об опасностях, которые несут с собой информационные технологии. Неумеренно пользуясь мобильным телефоном и Интернетом, монах, не выходя из обители, оказывается в гуще событий светской жизни. Разнообразные впечатления нередко лишают его внутренней целостности и способности к сердечному участию в богослужениях и повседневной жизни братства. Чтобы избежать этого, руководителям монастырей необходимо уделять внимание правильной организации монашеской жизни: если на многих монастырских послушаниях сегодня вряд ли возможно обойтись без современной техники, то в келии монах должен иметь возможность сосредотачиваться на молитве и других духовных занятиях.

Большая ответственность за духовное состояние братии лежит на игумене монастыря, призванном уделять время общению с братией. Когда монашеская община является духовной семьей, тогда у братии не возникает потребности искать общения на стороне через Интернет или мобильный телефон. Также очень важно, чтобы в монастыре была создана атмосфера безмолвия и молитвы. Следуя всей своей жизнью двухтысячелетнему учению и опыту святых Отцов, монах обретает евангельский взгляд на вещи и может правильно оценить любое явление современной жизни.

После выступлений докладчики ответили на вопросы участников круглого стола.

Заседание второго круглого стола было посвящено теме «Общежительный монастырь: как обеспечить необходимые потребности братии». Оно прошло под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия; куратор — настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга игумения София (Силина).

С докладами выступили: настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни игумения Сергия (Щербакова); настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова); настоятель Косьминской пустыни Екатеринбургской митрополии игумен Петр (Мажетов); настоятельница Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в Эстонии игумения Филарета (Калачева).

К обсуждению были предложены два вопроса, которые так или иначе встают перед каждой обителью: лечение и уход за болящими и престарелыми насельниками и отношение монашествующих к личному имуществу. Докладчики поделились своим опытом решения данных вопросов во вверенных им монастырях. Выступления вызвали живой отклик аудитории, обмен мнениями нередко сопровождался дискуссией. Участники круглого стола неоднократно обращались к гостям встречи — митрополиту Месогейскому и Лавреотикийскому Николаю и игумену афонского монастыря Ксенофонт архимандриту Алексию — с просьбами прокомментировать ситуации, вызвавшие наибольший интерес и неоднозначные мнения.

В отношении попечения о немощных насельниках обители важный акцент сделал митрополит Георгий в своем комментарии к обсуждению. Его Высокопреосвященство обратил внимание на необходимость различать уход за престарелыми как социальное служение монахов и заботу о пожилых братиях и сестрах как внутреннее дело обители, которое много значит для воспитания послушников и новоначальных иноков: это существенный вклад в правильный процесс формирования братства/сестричества.

Дискуссия о том, насколько правомерно вносить в монастырь имущественный элемент (вопросы пенсий, личного имущества насельников, получения наследства и т. п.), быстро вышла на более широкий уровень — о том, что в монастырях в принципе недопустимы мирские модели отношений, в том числе касающиеся регламентации труда и отдыха.

В завершение заседания участники приняли итоговый документ.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжества по случаю престольного праздника Киево-Печерской лавры

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии посетил Троице-Сергиеву лавру

Патриаршее поздравление по случаю 125-летия Пюхтицкого ставропигиального монастыря [Патриарх : Приветствия и обращения]

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил главный храм Заиконоспасского ставропигиального монастыря

Завершается подготовка идеологической концепции XXV Рождественских чтений

Состоялось первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

XXV Международные Рождественские чтения пройдут в Москве 25-27 января 2017 года

В Москве прошел круглый стол на тему участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил главный храм Заиконоспасского ставропигиального монастыря

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил торжества по случаю престольного праздника Саввино-Сторожевского монастыря

Коллегия Синодального отдела по монастырям и монашеству совершила инспекционную поездку по монастырям Муромской епархии

Состоялось освящение Покровского храма подворья Соловецкого монастыря под Архангельском

Другие новости

Завершается подготовка идеологической концепции XXV Рождественских чтений

Состоялось первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

XXV Международные Рождественские чтения пройдут в Москве 25-27 января 2017 года

В Москве прошел круглый стол на тему участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом

В ОВЦС прошел круглый стол «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом»

В рамках Рождественских чтений Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства организовала работу трех секций

В Госдуме Российской Федерации при участии Российского православного университета прошел круглый стол, посвященный социальной работе

В Общецерковной аспирантуре состоялся круглый стол, посвященный культуре диалога и просветительству

Участники круглого стола в Российском православном университете обсудили вопросы взаимодействия приходов и СМИ

В рамках Рождественских чтений состоялась презентация книги «Патриарх Кирилл и военное духовенство»