Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
25 мая 2016 г. 10:39

24 мая 2016 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По завершении богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич! Дорогие отцы! Матушки игумении! Братья и сестры!

Я выражаю благодарность Вам, Ваше Блаженство, и Священному Синоду Русской Православной Церкви за добрые слова, которые Вы огласили в мой адрес в связи с днем тезоименитства — днем, когда мы вспоминаем имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Подвиг святых братьев созвучен тому, что некогда совершили апостолы, почему их и именуют равноапостольными. Ведь апостолы не только возвестили иудейскому народу о Воскресении Христовом и ясно засвидетельствовали, что Иисус, Воскресший тридневно от гроба, есть Сын Божий, Мессия, предвозвещенный пророками и ожидаемый иудеями. Помимо этой очень важной миссии, с жизнью и деяниями апостолов связано нечто иное, что радикально изменило течение религиозной жизни иудейского народа и всего мира.

Апостольское чтение (Деян. 10:21-33), положенное на вторник четвертой седмицы после Святой Пасхи, содержит повествование, помогающее понять всю силу и глубину тех перемен в духовной жизни человечества, которые совершили апостолы. В этом отрывке из Деяний апостольских, который мы сегодня слышали, рассказывается, как после некоего видения апостол Петр совершает то, что он не должен был делать и по религиозным, и по национальным обычаям. Сотник Корнилий, римский воин, язычник, приходит к Петру и приглашает его в свой дом. Было совершенно немыслимым, противоречащим всей иудейской религиозной и культурной традиции, чтобы иудей вошел в дом язычника, но Петр приходит в Кесарию в дом сотника Корнилия, и вот слова Петра, запечатленные апостолом Лукой, автором книги Деяний: «Вы знаете, что иудеям возбраняется сближаться и сообщаться с неверными», — и далее революционная фраза: «Но Бог открыл мне ни одного человека не почитать скверным и нечистым». После этого, как мы знаем, все апостолы присоединились к тому, что сказал Петр. В какой-то момент истории, когда христианство распространилось и стало религией большинства на востоке и на западе Римской империи, многие восприняли это как особую благодать, дарованную греко-римскому миру. И богослужения совершались только по-гречески и по-латински, как бы подчеркивая новое богоизбранничество греко-латинского народа Римской империи, империи ромеев, и многие утвердились в мысли, что Слово Божие — в первую очередь для этой империи, которая сохраняет культуру греко-римского мира, оплодотворенную христианским посланием.

В каком-то смысле Кирилл и Мефодий повторяют то, что совершил апостол Петр. Они идут к язычникам, к скверным и нечистым, и не просто идут с проповедью, но и приносят им слово Божие на их родном языке. Это был действительно огромного значения переворот в жизни Церкви. Открылось новое миссионерское измерение, открылись новые горизонты. Церковь вошла в соприкосновение с иными народами и иной культурой, и по милости Божией, как некогда греко-римский языческий мир был оплодотворен посланием, принесенным ему святыми апостолами, так и языческий славянский мир получил особое Божественное вдохновение, силу Божественного слова, через подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Наверное, в каждую эпоху внутри Церкви возникает некое ложное понимание того, с кем можно общаться, а с кем общаться не следует. Вот и в нашу эпоху у некоторых есть представление, что ни в коем случае нельзя общаться с представителями иных христианских конфессий и различных верований. Как в свое время апостолу Петру, так и нам сегодня говорят: «Не надо ни с кем общаться, а только с верными!» Но как святые равноапостольные Кирилл и Мефодий пошли к неверным хазарам, к славянам-язычникам — тем самым, которые древние византийцы называли «россами», которые жили на юге теперешних России и Украины, нашим далеким предкам, — как они пошли затем в Моравию и другие славянские области, встречались с неверными, язычниками и проповедовали им слово Божие на родном для них языке, так и вся Церковь Христова призвана идти апостольским путем, общаясь со всеми, кто готов нас слышать, и неся всем, с кем мы встречаемся, то свидетельство, которое мы призваны передавать другим, повторяя подвиг апостолов, подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Благодарю Священный Синод, епископат нашей Церкви за единомыслие, за единство в это время, непростое для нашей Церкви, и не только для нашей, но и для всех Православных Церквей, всего христианского мира. Нам так важно сохранять это единство, чтобы у Патриарха и каждого из членов епископата было ясное понимание, что за ним вся Церковь, плечом к плечу, единомысленно идущая по тому пути, по которому Сам Господь повелел идти Петру, апостолам и всем тем, кто наследовал их служение. Поэтому, отвечая на доброе, сердечное приветствие Священного Синода, оглашенное Вашим Блаженством, я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, еще раз весь епископат, духовенство и верующий народ нашей Церкви, за то, что в трудные времена, когда различные факторы работают на разделение нашей Церкви, мы сохраняем единство, следуя заповеди Христовой. И верю, что покуда мы будем не искать своего, не говорить и не действовать с чужих слов и не повторять чужих мыслей, покуда мы будем выражать честно и чисто то Предание, то веру, которую получили от святых апостолов, Господь остается с нами в самых трудных исторических обстоятельствах, через которые мы проходим или еще будем проходить. Успех этого исторического шествия напрямую связан с чистотой нашей веры, с прочностью нашего единства, и да поможет всем нам Господь хранить веру православную в сердцах и умах своих, и сохранять братское единство. Да прославится имя Триединого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, в наших смиренных деяниях и благочестивой жизни православного народа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о Страшном Суде после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице после Литургии в Троицком храме подмосковного Реутова

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 15-ю годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в день открытия XXXII Международных Рождественских чтений