Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Резолюция Первого Съезда Общества русской словесности

Резолюция Первого Съезда Общества русской словесности
Версия для печати
13 июля 2016 г. 14:14

Первый Съезд Общества русской словесности состоялся 25-26 мая 2016 года в Москве. Делегатами и гостями съезда стали более тысячи человек. Среди них видные ученые, члены Российской академии наук и Российской академии образования, политические деятели, преподаватели ведущих российских вузов, школьные учителя из регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительского сообщества, общественных организаций, студенчества и духовенства.

В течение первого дня Съезда прошли секционные заседания по проблемам: «Общество русской словесности  миссия и ответственность перед российским обществом», «Русский язык и литература в школе», «Профессиональные объединения русистов в жизни общества», «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», «Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности», «Фундаментальные исследования в области русского языка», «Дополнительное образование: проблемы, достижения. Перспективы развития», «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве». В результате работы каждой секции участниками были выработаны предложения для резолюции съезда.

26 мая 2016 года в Колонном зале Дома Союзов  состоялось пленарное заседание съезда, в котором принял участие и выступил с речью Президент Российской Федерации В.В. Путин. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл пленарное заседание Первого Съезда Общества русской словесности.

Съезд, выслушав доклады гостей и участников съезда, принимает настоящую резолюцию.

ПРИЗНАВАЯ:

важность сбережения и развития русского языка и культуры в сохранении идентичности в условиях глобализации;
 
роль русского языка в межнациональном и международном  общении;
 
филологическое образование существенным фактором становления и развития личности;
 
дополнительное образование в области русского языка и литературы условием нравственно-эстетического развития каждого человека;
 
Общество русской словесности научно-просветительским объединением, созданным для консолидации и реализации проектов, связанных с сохранением, развитием и продвижением русского языка и российской литературы.

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ:

традиции изучения словесности в России;
 
глубокую заинтересованность общества в поддержке и продвижении русского языка, в популяризации отечественной литературы, а также в решении проблем
 
преодоления кризиса чтения и филологического образования;
 
опыт авторитетных общественных организаций в России и за рубежом в научно-просветительской и культурно-образовательной деятельности в области русского и национальных языков и литературы;
 
необходимость усиления влияния русского языка и русской культуры в мире.

УЧИТЫВАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ:

невысоким уровнем филологической грамотности и читательской и речевой культуры населения;
 
падением престижа филологического образования в области русистики;
 
несовершенством учебных программ и образовательных стандартов в области филологии;
 
снижением мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы;
 
отставанием от образовательных запросов обучающихся и родителей, от методических запросов педагогов учебно-методического сопровождения изучения и преподавания русского языка и литературы в школе и вузе, формирования и развития речевой и читательской культуры населения страны;
 
уровнем подготовки молодых педагогов и системой повышения квалификации действующих учителей-словесников;
 
разрозненностью, несогласованностью в деятельности организаций, занимающихся поддержкой и продвижением русского языка и литературы в России и за ее пределами. 

 СЪЕЗД ПОСТАНОВЛЯЕТ под патронатом Общества русской словесности:

провести экспертизу состояния нормативно-правового обеспечения языковой политики и начать разработку концепции государственной языковой политики Российской Федерации в условиях глобализации;
 
проинспектировать Национальную программу поддержки и развития чтения (2016-2020 гг.), рассмотреть вопрос о разработке на государственном уровне программы поддержки чтения;
 
разработать механизм независимой экспертной оценки словарей русского языка, языков народов России и принципы формирования федерального перечня словарей, рекомендованных для комплектования библиотек образовательных организаций;
 
разработать федеральную программу и порядок комплектования библиотек образовательных организаций с учетом требований действующих Федеральных государственных стандартов, региональной специфики;
 
проработать вопрос о создании федерального стандарта школьного филологического образования с зафиксированным единым, обязательным для всех содержанием на всех ступенях обучения по предметам «русский язык» и «литература»;
 
создать федеральную площадку для профессионального диалога учителей языков народов России и русского языка с целью усиления внимания к проблеме изучения и преподавания русского языка и литературы в условиях реального многоязычия и поликультурности;
 
рассмотреть целесообразность существующих программ подготовки учителей русского языка и литературы по программам прикладного бакалавриата, разработать концепцию подготовки учителя-словесника и его  профессиональной аттестации;
 
разработать механизмы подготовки и переподготовки специалистов (авторов, редакторов, корректоров и технические кадры) для системы учебного книгоиздания,
 
восстановить институт апробации и мониторинга эффективности использования учебников, включенных в федеральный перечень учебников;
 
совместно с работодателями и классическими университетами разработать и предложить условия трудоустройства выпускников с фундаментальным филологическим образованием;
 
в контексте решения задач формирования российской гражданской идентичности, в сохранении культурных и духовных ценностей и языкового многообразия, провести экспертизу полилингвальной модели филологического образования на всех ступенях образования и разработать рекомендации по её реализации;
 
разработать и предложить ввести в практику подготовки педагогов дополнительного образования курс «Русская словесность»;
 
с целью обеспечения координации и взаимодействия на базе Общества русской словесности сформировать единую базу общественных и некоммерческих организаций, занимающихся вопросами русской словесности;

ПРИГЛАШАЕТ

педагогическую общественность, ученых-филологов, педагогов-практиков, писателей, издателей, представителей исполнительной и законодательной власти к обсуждению и реализации принятой Первым съездом Общества русской словесности резолюции.

ПОРУЧАЕТ

Секретариату Общества русской словесности направить настоящую Резолюцию во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации, во все образовательные учреждения, опубликовать настоящую Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все материалы Съезда в электронном виде.

Другие документы

Обращение участников V пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета

Коммюнике V пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета

Резолюция направления «Христианская семья — домашняя церковь» XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Программа V Рождественских Парламентских встреч

Резолюция I Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Резолюция Первого Съезда Общества русской словесности

Итоговая резолюция научно-практической конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания»

Резолюция направления «Христианская семья — домашняя церковь» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

Итоговый документ XXIV Международных Рождественских чтений