Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Блаженнейший митрополит Онуфрий: Судьба Церкви и страны зависит от каждого из нас

Блаженнейший митрополит Онуфрий: Судьба Церкви и страны зависит от каждого из нас
Версия для печати
17 августа 2016 г. 14:51

17 августа 2016 года исполнилось два года со дня интронизации Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Предстоятель Украинской Православной Церкви ответил на вопросы журнала «Фома в Украине».

— Ваше Блаженство, прошло более тысячи лет с тех пор, как князь Владимир сделал свой выбор, — время, достаточное для оценки столь важного шага. По-вашему, что дало Крещение Руси нашему народу?

— В истории человечества есть события, которые даже с расстояния тысячи лет сложно оценить правильно. Потому что у нас совершенно иное восприятие, чем у наших предков, для нас христианство — нечто привычное и узнаваемое, родное и живое, а для них все было ново, и нам очень сложно эту новизну ощутить. А не ощутив ее, сложно в полной мере понять, что именно дала жителям Киевской Руси вера Христова.

Но если все‑таки попытаться представить мысленно всю картину, во всех ее деталях, то становится ясно, что Крещение по‑настоящему родило наш народ. До святого князя Владимира Русь была союзом племен, которые не мыслили себя единым целым. Мир каждого рода заканчивался ближайшей рекой или лесом, а за этими границами жили чужие и враждебные люди. Человек той эпохи не мыслил себя в отрыве от того узкого круга, в котором вращался и из которого вышел сам.

Христианское же сознание универсально. По учению Самого Спасителя, Божественное учение Его в жизни народов есть как бы «мал квас, который все смешение квасит» (1 Кор. 5:6). История хранит на своих страницах множество фактов дивного преображения и отдельных лиц, и целых народов. С одной стороны, Евангелие ставит ценность каждого отдельно взятого человека, как венца творения Божия, на очень большую высоту, с другой — по-новому призывает увидеть созданный Богом мир: полюбить самоотверженно свое Отечество, его народ и его самобытность. И именно благодаря такому переходу от узкого «местечкового» сознания до настоящей любви к Родине и братской любви к ближнему и появилось государство Русь, ставшее неотъемлемой частью большой христианской цивилизации. Уже преподобный Нестор Летописец отмечает удивительный и знаменательный факт слития всех племен и народов, населявших пространства древней Руси, в одну семью, в «един язык, крестившийся во единого Христа». И все прекрасное, что имеет наш народ — его «загадочная душа», как говорят иностранцы, его богатейшая культура, его правовая традиция — все это выросло из того семени христианского просвещения, которое было посажено равноапостольным князем Владимиром в землю Русскую.

— Более десяти веков Русь крещена, однако остатки языческого сознания то и дело всплывают в народе под разными видами. Скажите, где проходит грань между подлинно евангельской верой и язычеством?

— Грань эта проходит ровно по Христу. Язычество в любом его виде — это попытки падшего человеческого разума, деградировавшего после грехопадения, втиснуть весь окружающий мир в узкие рамки сознания и стереотипов. Элементарно выражаясь, можно сказать, что язычество появилось от незнания Творца. У язычника место Бога занимают различные идолы, через которых он, как ему кажется, пытается рационально познать мир.

Но это очень простое, примитивное язычество. Куда опаснее, когда люди, называя себя христианами и даже участвуя в таинствах, имеют языческое отношение к Богу и строят свои связи с Ним не на основе любви, а на рыночных принципах. В таком случае Творец воспринимается как некая «машина по раздаче благ», которой можно своевольно управлять посредством определенных молитвословий и ритуальных действий. Такое скрытое язычество гораздо опаснее, чем примитивные суеверия древних народов, потому что оно имеет христианскую оболочку и нехристианскую суть.

Чтобы стать настоящим христианином, необходимо покаяться — переменить сами основания, на которых мы строим нашу жизнь. Покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю, поставить Его в центр своей жизни, поверить в реальность вечного спасения и всем сердцем устремиться к нему. Полностью переменить курс своей жизни — это и есть суть христианства. Причем, человек должен помнить, что мы не можем сделать это сами — это делает с нами Святой Дух.

— Почему дары христианства — любовь, милосердие, сострадание, терпение и кротость — не в цене в наши дни?

— Христианство предлагает людям систему духовных ценностей, которая ставит перед человеком высокую морально-этическую планку. До нее всегда нужно расти, просто так не дотянешься. А это требует колоссальной работы над собой.

Но в этом и вся проблема — современный человек отвык от труда, он не доставляет ему почти никакой радости. И вся цель прогресса, по большому счету, состоит в том, чтобы построить такой мир, в котором человек как можно меньше трудится и как можно больше потребляет. Все, что хотя бы косвенно не связано с этой моралью, отметается, признается ненужным и старомодным.

Христос же призывает к упорной внутренней работе всех Своих последователей. Глубокой, а не поверхностной. Потому и получается, что все великие евангельские ценности современным миром либо сводятся к сугубо эмоциональной сфере (любовь как увлеченность, сострадание как вежливость), либо вовсе изгоняются из общественного «обихода».

— Человечество привыкло мыслить в парадигме теории прогресса: все развивается, более совершенные формы и тенденции вытесняют все слабое, двигая историю вперед к совершенству. Евангелие же «эсхатологично» и говорит о конце истории. Можно ли как‑то примирить эти два мировоззрения?

— Совершенствование — это изначальная цель, поставленная Богом еще в Раю и подтвержденная Христом в Новом Завете. Мы призваны быть совершенными, как Отец наш Небесный. Но это развитие имеет совершенно иную направленность, чем научно-техническая эволюция. И если уж говорить о прогрессе падшего человеческого разума, который сегодня все восхваляют, то Церковь всегда трезво смотрела на него и видела в нем нравственный тупик, или как сегодня модно называть — кризис.

Что такое цивилизация со всеми ее достижениями? Это не что иное, как попытка построить мир без Бога. Это прямое следствие грехопадения, когда люди, порвав связь с Творцом и лишившись Его живой благодати, заполняют образовавшуюся пустоту чем‑то иным. Как незадачливый турист, оказавшийся без запасов воды, ищет мало-мальски пригодный для питья источник и, в крайнем случае, может припасть к первой встретившейся луже, так и потомки Адама, чувствуя собственную обреченность без Бога, пытаются создать себе новые мнимые блага, пытаясь найти смысл в этом беге по кругу.

Но даже самые продвинутые технологии и величайшие открытия не заполняют духовной пустоты. Социальные сети не спасают в полной мере от одиночества, музыка не заглушает навсегда тревогу и тоску, красивые интерьеры не заменяют величия и гармонии природы. Поэтому и говорит Христос о том, что в таком виде цивилизация обречена на самоуничтожение, на «обнуление», если можно так выразиться.

И только во Христе возможно настоящее совершенство. Святые называли этот процесс уподоблением Богу, и все верующие призваны стать участниками этого процесса.

— Современный христианин живет в крайне агрессивной информационной среде. Как уберечь себя от раздражения, осуждения, от уныния в конечном счете? Как сохранить спокойствие и здоровый оптимизм?

— Наше время нередко именуется эпохой информационного порабощения. Огромные объемы информации буквально обрушиваются на каждого человека, превышая человеческие возможности ее осознания, не говоря уже о проверке и понимании. Постепенно происходит порабощение сознания, и даже порабощение воли. Все это говорит о глубоком духовном кризисе общества.

Что же делать? Во все времена наш ответ на любые вызовы, в том числе и современные информационные, должен основываться на стремлении по-христиански — молитвой, словом и делом — свидетельствовать об Истине в любых условиях, в каких бы мы ни оказывались.

Человеческое счастье состоит из душевного мира, спокойствия, внутренней радости, которую Господь дает только тогда, когда человек обращен всем своим естеством к Богу. И мы все призваны идти этим путем спасения, который указан нам Самим Христом в Евангелии.

С осознания своей немощи человек начинает преодолевать свой крестный путь. Сокрушаясь о своих заблуждениях, он восходит на следующую ступень: уже никого не обижает, не оскорбляет, теряет агрессию. Такой человек перестает жаждать только своего, но ищет уже Божией правды, которая одна приносит свет и жизнь. Так, преодолевая ступень за ступенью, человек становится милостивым: никого уже не осуждает, а жалеет и милует — так, как это делает Бог. У милосердного человека пропадает злонамеренность, гордыня. Его сердце становится способным вместить в себя Бога. Поскольку Господь наш является Богом мира и всякого устройства, то человек, вместивший в свое сердце Бога, — становится миротворцем.

Миротворец — это не тот человек, который доказывает другим что‑то, убеждает их в чем‑то. Это человек, который имеет благодать в своей душе: он примирился с Богом и со всеми людьми. От него веет миром, рядом с ним хорошо находиться. Он созидает мир вокруг себя. Возле такого человека рвутся все пленяющие сети, рушатся все дьявольские козни, исчезает как дым агрессия и воцаряются радость и мир.

— Недавно состоялся Крестный ход мира, любви и молитвы за Украину. Что это за инициатива? Каково духовное и символическое значение Всеукраинского крестного хода?

— Каждый человек, да и каждый народ в целом, в опредленные моменты сталкивается с необходимостью на деле показать свою причастность к святой Церкви. Всеукраинский крестный ход и соборная молитва призваны стать внешним свидетельством нашей ответственности за судьбу Церкви и нашей Родины — Украины.

Сила молитвы наших соотечественников много раз сохраняла и нашу Церковь, и нашу землю. Сейчас такая молитва особенно нужна от нас — на Донбассе продолжается вооруженный конфликт, проливается безвинная кровь наших земляков. Самое большее, что может сделать наша Церковь — это призвать к миру и усилить молитвы о даровании мира нашей украинской земле, что мы и делаем с начала вооруженного противостояния. Но, несмотря на миротворческую миссию нашей Церкви, некоторые стараются изобразить ее как некое сообщество, враждебное украинскому народу. Сегодня на мирной территории Украины разжигается межконфессиональная война, создаются разнообразные провокации, направленные как против духовенства и прихожан в частности, так и против Украинской Православной Церкви в целом. Вместе с тем, нам известны нередкие случаи, когда сила молитвы верующих творила чудеса.

Мы верим и глубоко убеждены, что этот крестный ход объединит Украину. Ведь наша Церковь всегда была и есть той силой, которая объединяет всех людей нашей страны.

Люди с Запада и Востока, пройдя сотни километров к колыбели Православия всей Руси — Киеву, в едином молитвенном порыве братской и христианской любви друг ко другу, у единой чаши в Киево-Печерской Лавре, засвидетельствовали миру свою любовь к Родине и свое упование на Христа.

— Что вообще такое крестный ход? Кто‑то может сказать: а зачем это вообще надо человеку XXI века?

— Крестный ход — это не просто сверхмарафонское шествие. Крестный ход относится к тем подвигам верующего человека, в которые вовлекается все естество человека: и душа, и тело. Это живой образ шествия нас, земнородных, в Царство Божие, разновидность богослужения, в основе которого лежит молитва и исповедание истинной Православной веры. Искренняя общественная молитва во время крестного хода легко достигает Престола Божия.

Это испытание благочестия и его укрепление. Прекрасная возможность явить свою любовь к Богу, Отечеству и ближнему. Это освящение нашей родной земли — своего рода духовная дезинфекция.

Крестные ходы, как особая форма молитвенного делания, неоднократно в истории как всего христианства, так и нашего народа, изменяли рациональные установки и законы и давали место Богу творить чудеса. Чудеса исцелений, умирения страстей, воцарения мира и благоденствия.

— Ваше Блаженство, просим Вашего благословения и архипастырского наставления нашим читателям!

— Верю, что Божья Матерь, Которая столько раз защищала нашу землю, сегодня стоит у Престола Своего Сына и за нас молится. И мы должны, отбросив гнев, ненависть, злобу, вооружившись любовью и прощением, усилить свой подвиг молитвы: чтобы перестали литься материнские слезы, чтобы дети не оставались сиротами, женщины — вдовами, чтобы молодые люди не становилась инвалидами, чтобы наши города и села не были разрушены, а дома — покинуты.

Призываю на всех вас Божье благословение и желаю всем нам Его всесильной помощи!

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Игумения Антония (Корнеева): «Монашество — мое призвание»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

«Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь

Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Преподобная Евфросиния Полоцкая — княжна, игумения, просветительница

В единстве с Русской Православной Церковью