Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года
Версия для печати
25 августа 2016 г. 15:10

25 августа 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. По традиции я хотел бы сказать несколько вступительных слов и прежде всего подчеркнуть важность того обстоятельства, что вопросы богословского, религиозного образования, как и образования вообще, являются сквозной темой заседаний Высшего Церковного Совета. Пожалуй, ни одну другую тему мы не исследуем так тщательно и систематично, как тему образования. Это связано, в первую очередь, с тем, что в Русской Православной Церкви проходит очень глубокая реформа богословского образования, реформа духовной школы, но также и с тем, какое большое значение Церковь сегодня уделяет образованию, и не только в конфессиональных рамках. Поэтому хотелось бы произнести несколько слов о том, как мне видятся отношения Церкви и светской школы, Церкви и науки, Церкви и образования.

К сожалению, уже более 25 лет многие у нас продолжают мыслить об отношениях Церкви и образования, Церкви и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, сформированные в общественном сознании декретом об отделении школы от Церкви, другими документами и практикой, сложившейся после революционных событий 1917 года. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что сегодня стереотипы постепенно преодолеваются. Немного расскажу вам о недавней встрече с учеными в Сарове и вообще о своих контактах и беседах с представителями научного сообщества. На основании этого опыта я могу судить о том, как мало-помалу, но реально меняется отношение научного сообщества к Церкви, как складываются достаточно полезные взаимоотношения, в том числе в сфере образования.

В связи с этим хотел бы еще раз подчеркнуть важность признания государством теологии как научной специальности и создания экспертного совета ВАК по теологии. Это, конечно, прогресс в российском образовании и в российской науке, и очень важно, что он обусловлен деидеологизацией нашего образования и науки. Идеологизация этих важных сфер общественной жизни принесла много бед, — достаточно вспомнить все то, что происходило вокруг кибернетики, генетики и прочих важных отраслей знания, которые не признавались таковыми именно по идеологическим причинам. По тем же идеологическим причинам и такая важная отрасль человеческих знаний, как теология, была вынесена за поля общественного внимания и исключена из перечня научных дисциплин, в отличие от того, что происходило и происходит в ведущих высших учебных заведениях мира. И вот сегодня и Церковь освободилась от этих оков прошлого, и общество наше, несомненно, деидеологизируется, что приводит, в том числе, к переменам в отношениях между школой и Церковью.

Школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но вместе с тем она не должна быть закрыта для передачи знаний о религии. Без этих знаний «Троица» Андрея Рублева, как и вообще православная икона, останется для очень многих зрителей малопонятным символическим изображением, лишенным всякого смысла. Казалось бы, сколько замечательных научных книг написано об иконе, как много говорится о важности иконографии в истории искусства, но по-прежнему далеко не все понимают икону, прежде всего потому, что нет элементарных знаний о той сфере бытия, которая отражается прежде всего через иконопись. То же самое можно сказать и о «Давиде» Микеланджело, как и о недавних спорах, совершенно странных для просвещенного культурного общества. Это опять-таки недостаток образования, в том числе в религиозной сфере, в области истории религии, истории искусства, и поэтому еще есть куда двигаться и есть что развивать.

Конечно, Церковь сегодня обеспокоена далеко не только вопросом признания государством теологии в качестве научной специальности или преподаванием «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. Вопрос развития отечественного образования касается всех, в равной мере верующих и неверующих, если мы хотим видеть в молодежи не Иванов, не помнящих родства, неучей, накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а людей, способных трезво рассуждать о литературе, истории, философии, религии. Ведь все, что касается религии, — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека. Кажется, что это так ясно и понятно. Возьмите всеобщую историю или историю нашего государства — все переплетено с религиозным фактором, и если в нем не разбираться, невозможно понять многое из того, что происходило в прошлом. Поэтому мы должны всеми силами содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем в сфере образования.

На встрече с учеными в Сарове я напомнил, что Церковь стремится к тому, чтобы образование и наука в нашем государстве находились на достойном уровне. В вопросах образования и науки Церковь является союзником научного и преподавательского сообщества. Встреча в Сарове произвела на меня очень глубокое положительное впечатление. Доклады, которые были представлены, и особенно состоявшаяся дискуссия совершенно ясно высветили общие озабоченности представителей Церкви и научного сообщества, а также общую основу для совместного осмысления того, что происходит сегодня, в том числе в сфере науки, образования и культуры.

В каком-то смысле все то, о чем мы сейчас говорим, связано и с принятым мною решением возглавить по предложению Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина Общество русской словесности. Убежден, что это Общество может содействовать преодолению кризисных явлений как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и русской литературы.

Антиклерикальная мифология, которая доминирует в некоторых секторах нашего общества, увы, создает опасный диссонанс при восприятии реалий общественно-политической жизни. Консолидация общества весьма затруднена, когда отдельные сферы общественной жизни оказываются под влиянием той или иной идеологии. Церковь приветствует приход в сферу науки и образования высокопрофессиональных верующих специалистов, настроенных на серьезную работу по улучшению положения научного и преподавательского сообщества, и мы приветствуем их появление не только потому, что они верующие, но прежде всего потому, что они высококлассные специалисты. В этом смысле уровень профессионализма человека более значим для Церкви, чем его вера, и странно, что вера рассматривается некоторыми как препятствие для работы в научной или образовательной сферах. Это рудименты глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество, и настало время, когда мы должны все эти рудименты разрушать и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни.

Еще раз хочу подчеркнуть, что остановился на теме образования и науки, поскольку данная тема является сквозной для работы Высшего Церковного Совета. Сегодня мы с вами рассмотрим целый ряд важных документов, касающихся образования, а также точки зрения Церкви на исторические процессы, которые происходили в нашей стране и в нашем обществе, особенно в связи с приближающимся 2017 годом — столетием радикального поворота в жизни нашего Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал участникам Архиерейского Собора о работе над новыми учебными пособиями для духовных школ

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание кураторов авторских коллективов серии учебных пособий для бакалавриата духовных школ

В рамках Рабочей группы по выработке единого образовательного стандарта рассмотрены учебные пособия по сравнительному богословию и сектоведению

В день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре

Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви от 12 октября 2017 года

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 12 октября 2017 года [Патриарх : Приветствия и обращения]

Состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах

В РАНХиГС состоялся научно-практический семинар межвузовского учебно-научного центра «Религия и общество»

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека [Интервью]

Аттестат зрелости для светской науки [Интервью]

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому Анастасию с 45-летием архиерейской хиротонии

Патриаршее поздравление митрополиту Луганскому Митрофану с 55-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феофану (Данченкову), епископу Волжскому и Сернурскому

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу с 5-летием архиерейской хиротонии

Патриаршее поздравление епископу Уссурийскому Иннокентию с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам фестиваля «Славим Отечество»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Кипрскому Хризостому с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление архиепископу Василию (Златолинскому) с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Волгоградскому Герману с 80-летием со дня рождения