Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии XI Богородично-Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии XI Богородично-Рождественских образовательных чтений
Версия для печати
22 сентября 2008 г. 18:32

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на открытии XI Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтений «Формирование православной культурной среды в современной России».

Уважаемые гости и участники Чтений! Дорогие братья и сестры!

Потребность в формировании православной культурной среды в современной России обусловлена рядом объективных факторов.

1. Необходимость в преодолении упадка в отечественной культуре, ее архаизации и примитивизации.

2. Сопротивление навязываемой декадансной культуре, так называемому «американскому образу жизни».

3. Сохранение культурно-исторической целостности России, как самое эффективное противодействие экстремизму и нетерпимости и залог будущего самой России.

Объясню в нескольких словах причины, вызвавшие эти факторы и их важность для современной России.

Любое бескультурье, в том числе и отсутствие культуры религиозной мысли, не проходит бесследно для общества. История России прошлого века подтверждает этот тезис. Но даже изоляция Церкви и религиозных объединений от общества не смогли подавить в народе стремление к духовному поиску, который в силу отсутствия верных религиозных ориентиров царил в головах наших соотечественников, часто выражался в суевериях и вере в магические силы, особенно в селах, где священника заменили разного рода знахарки. Это явление нашло отражение в сюжетах многих кинематографических лент, литературных произведений и журналистских статей. Однако в то время власти закрывали глаза на подобные явления, считая, что после построения коммунизма все эти предрассудки отпадут сами собой. Но к чему это привело. Система слабела, а пустоту в душах народа заполнили оккультизм, магия, различные эзотерические учения и языческие верования, массовое увлечение которыми пришлось на переломные 90-е годы. Мы прекрасно помним, какой ажиотаж был, когда сообщалось о выступлениях разного рода магах и целителей, воскрешавших умерших и изгонявших духов.

Снисходительное отношение советского государства к подобным явлением можно объяснить с одной стороны стремлением ослабить влияние Церкви на народ, а с другой близостью двух мировоззренческих систем: пантеизма и диалектического материализма. Ещё в первой половине минувшего века многие видные мыслители от Николая Бердяева до Бертрана Рассела, изучавшие духовные истоки русской революции, пришли к выводу, что большевистская идеологическая доктрина представляла собой попытку заменить религию. Подобная псевдорелигия воспроизводила в себе многие черты классических нетеистических верований, то есть язычества.

Тотальные изменения, происходившие в мире и в нашем Отечестве на исходе XX века, не оставили без последствий и сферу духовной жизни общества. Здесь уместно привести слова Мандельштама, который еще в двадцатые и тридцатые года, предчувствуя грядущую регрессию, опустошение, обессмысливание жизни, говорил о «буддийской Москве», о «могучем некрещеном позвоночнике», о «пращурах, растворенных у нас в крови». Эти образы, отображенные в его стихотворениях, получили совершенно определенное религиозное содержание в наши дни.

Вдумываясь во все его выражения, видишь, что поэт оказался прав, скепсис и нигилизм, царствуют сегодня в нашей культуре, как в то далекое время, когда Русь еще не была крещена. Лишь приняв христианство и уверовав в единого Бога, из группы языческих племен, раздираемых междоусобными распрями, мы превратились в единый народ, связанный одной культурой, одной верой. Именно принятие святого Крещения сделало наше государство сильным, его народ — многочисленным, культуру — высокой, а общество — нравственно стойким и целостным.

В наши дни, как и много веков спустя, на новом этапе своего исторического развития перед Россией остро встал вопрос о сохранении, продолжении и развитии многовековых трудов наших предков. И сегодня фактором объединения нации должна стать задача формирования православной культурной среды в нашем обществе, пережившем в прошлом социальные и духовные потрясения. Ни экономическое развитие, ни освоение новых технологий, ни новая архитектура международных отношений не смогут изменить положения дел, если не будет действовать система сохранения культурного наследия. Не территория, не полезные ископаемые и экономический потенциал сделали Россию Россией, а дух народа творит историю и спасет страну от упадка и унижения.

Если мы и впредь будем оставаться на позиции пассивных наблюдателей, культура России капитулирует перед американским образом жизни, где человек со своими страстями и пороками стал мерой всех вещей, где культ человека превращается в языческий культ человеческого тела и панический страх перед физическим несовершенством, старением и смертью. Западная Европа уже освободила себя от «мучительной» ответственности за нравственный выбор между добром и злом, свою культуру они назвали «постхристианской», а результат каков? Общество обрело новые проблемы, а человек лишился смысла жизни.

На нынешнем этапе мирового развития Россия и Европа смогут обрести утраченный смысл исторического бытия лишь на пути ретроспекции и традиционализма. И здесь наше основное внимание следует обратить на образовательную область. Во всех традиционных культурах образование неразрывно связано с воспитанием. Но в современном мире, где рынок диктует свои законы не только в экономике, но и в человеческих отношениях, образование постепенно приобретает исключительно утилитарную функцию товара, имеющего свою четко определенную денежную ценность. Следствием этого стало практическое игнорирование современной школой воспитания и формирование представления о школе, как месте получения знаний, необходимых для социализации и дальнейшего профессионального обучения. Развитие лишь интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, является принижением достоинства человеческой личности и лишает его возможности полноценного и правильного развития. Окончательной и главной целью школьного обучения должно считаться формирование человеческой личности, способной делать осмысленный, ответственный нравственный выбор, различать добро и зло, способной к самопожертвованию. Поэтому следует четко сознавать, что воспитание имеет принципиальное значение, как для формирования каждого отдельного человека, так и для целого поколения и всего народа.

В мире, равнодушном к своим культурно-историческим корням в эпоху глобализации сможет выжить и сохранить свою национальную самобытность лишь народ, укорененный в своей культуре. ХХI век — век взаимопроникновения культур, век миграционных процессов. Сегодня мы можем наблюдать, как из России в поисках комфортной, обеспеченной и спокойной жизни уезжают высокообразованные люди, квалифицированные специалисты, я отмечу, все они нужны нашему Отечеству. А взамен в нашу страну в поисках лучшей жизни приезжают не только русские переселенцы из бывших союзных республик, но и представители иных национальных культур из других стран. Эти люди приносят с собой свой национальный уклад, свои традиции и свою духовную культуру, которая во многом отличается от нашей. Неумение мигрантов адаптироваться к российским традициям, жизнь в замкнутом кругу своих земляков не позволяет им ассимилироваться в российском социуме. На примере европейских государств мы видим, что подобное культурное расслоение общества приводит к возникновению межэтнического противостояния, которое может привести к конфликтам, о которых мы периодически получаем сведения из сообщений информагенств.

Процесс миграции невозможно остановить, и нам следует быть готовыми к нему. Проблема сохранения национально-культурных корней, перед которой ныне стоит Россия, должна решаться последовательно, носить системный характер и пронизывать все сферы жизни общества. Мы должны стать носителями своей культуры, поэтому Русская Православная Церковь давно предлагает, а в последние годы все более настойчиво ввести культурологический предмет Основы Православной культуры в базовую программу общего образования. Цель этого курса, с одной стороны, помочь подрастающему поколению России сформировать собственное мировоззрение на основе традиционной духовной культуре и не утратить связь со своими корнями. Новый учебный предмет поможет молодому поколению задуматься о нравственном и духовном богатстве своего народа, поможет россиянам вернуться к истокам родной культуры, будет способствовать укреплению российской семьи.

С другой стороны это будет необходимо и полезно представителям иных культур и национальностей, проживающих в сегодняшней России. Здесь было бы уместно привести слова выдающегося мыслителя XX века, российского философа Ивана Александровича Ильина, писавшего: «Любить родину значит любить ее дух и через него все остальное, не просто «душу народа», т.е. его национальный характер, но именно духовность его национального характера и национальный характер его духа... Но тот, кто умеет любить дух, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность; поэтому он не умеет ненавидеть и презирать другие народы, ибо видит их духовную силу и их духовные достижения». Таким образом, этот учебный предмет поможет детям иммигрантов узнать и понять культуру и мировоззрение людей, в общество которых они интегрируются. Именно на этих уроках подростки из других этнических групп смогут понять и полюбить страну, ставшую их родиной, принять её культурные особенности. Это, на мой взгляд, куда более эффективно, чем создание новых силовых структур — «отдела по борьбе с экстремизмом».

Заканчивая выступление, хочу подчеркнуть: сегодня, мы все отвечаем за судьбу России, и хочется, чтобы её будущее снова обрело связь с Православием.

Желаю успехов начавшимся XI Богородично-Рождественским образовательным чтениям.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Служба «Милосердие-на-Дону» передала 2 тонны обуви и одежды жителям Херсонской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 марта 2024 года)

Никольский женский монастырь в Калужской области организовал серию мастер-классов для беженок. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 марта 2024 года)

В Брянке Северодонецкой епархии раздали гуманитарную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 23-25 марта 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила помощь детям с инвалидностью в Харцызске. Информационная сводка о помощи беженцам (от 22 марта 2024 года)

За месяц в Харьковской области представители Церкви раздали 400 гуманитарных наборов. Информационная сводка о помощи беженцам (от 21 марта 2024 года)

60 пациентов завершили протезирование в церковной больнице святителя Алексия. Информационная сводка о помощи беженцам (от 20 марта 2024 года)

Православные социальные волонтеры в Донецке посещают на дому нуждающиеся семьи. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 марта 2024 года)

Луганская епархия передала новую партию помощи в церковную богадельню в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 16-18 марта 2024 года)

Армавирская епархия передала две тонны помощи в Бердянск. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 марта 2024 года)

Луганская епархия передала помощь для бездомных. Информационная сводка о помощи беженцам (от 14 марта 2024 года)