Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Европа попала в тиски своих демократических побед

В.Р. Легойда: Европа попала в тиски своих демократических побед
Версия для печати
31 августа 2016 г. 12:44

В интервью «Аргументам и фактам» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал об угрозах христианскому миру, роли Церкви в России и на Украине.

— Этим летом на Украине прошел многотысячный православный крестный ход, участников которого чуть не избили националисты. Неужели мы настолько потеряли Украину, что и веры у нас теперь общей нет?

— Уверен, этот крестный ход — самое яркое событие не только в духовной, но в целом в общественной жизни Украины. В нем приняли участие более 100 тысяч человек. Они, объединенные общей верой, прошли через всю страну и соединились в Киеве, несмотря на все сложности и препоны, которые им пытались чинить. Теперь ни у кого нет сомнений, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — единственная реальная миротворческая сила в раздираемой противоречиями стране. Крестный ход подарил Украине надежду. Патриарх неоднократно говорил, что наступит время собирать камни: между трагически разделенными сегодня людьми должен возникнуть мост — и им окажется вера. Церковь изначально заняла миротворческую позицию: несмотря на все разногласия, на то, что пока люди смотрят друг на друга через оружейные прицелы — это наша паства и она едина.

— Европу этим летом захлестнула волна терроризма. Среди боевиков-смертников сплошь граждане ЕС. Как же так?!

— В начале XXI века мир неожиданно для себя открыл очередную трагическую страницу истории. После слома биполярной системы международных отношений с непримиримым противостоянием социалистического и капиталистического лагерей, была надежда, что мир станет очень предсказуемым и стабильным. Но, к сожалению, этого не произошло. Оказалось даже, что при всех очевидных минусах, например, постоянной угрозе атомной войны, ушедшая система была чрезвычайно устойчивой. А сегодня на смену «предсказуемому злу» пришел терроризм, беспощадный и непредсказуемый.

Оценивая бесчеловечность терроризма, часто говорят, что у террористов нет «лица»: религии, национальности... Безусловно, никакая мировая религия не проповедует насилие и терроризм. Именно поэтому Патриарх Кирилл говорит, что террорист, какими бы религиозными причинами ни оправдывал свои действия, по сути ведет себя как безбожник. Однако этот факт не отменяет того, что мотивация террористов связана с определенными религиозными воззрениями и традициями. Возьмем, например, 1204 год. Крестоносцы, шедшие освобождать Гроб Господень, разграбили Константинополь, разрушив храмы и монастыри. Безусловно, такие действия никак не соответствуют Евангелию, это искажение Евангелия. Но мы не можем сказать, что крестовые походы никакого отношения не имеют к средневековому католичеству. Поэтому, конечно, понятно, что ислам не проповедует агрессию, но, увы, невозможно не признать, что сегодняшние террористы нередко религиозно мотивированы вполне определенным образом. Поэтому всегда так необходима и важна твердая позиция духовных лидеров ислама по неприятию терроризма. Именно для того, чтобы не ставить знак равенства между религией и лжерелигиозной мотивацией, чтобы не приписывали взгляды небольшой группы людей всей исламской общине.

— Терроризм — это крайнее проявление. Но в Европе есть и иная беда: приехавшие с Востока люди категорически не хотят вливаться в местное общество, всячески подчеркивая свою национальную особенность. Отсюда бойня на Корсике, где местные были взбешены поведением арабов, отказ Швейцарии дать гражданство девочкам, которые отказались ходить с одноклассниками в бассейн...

— Думаю, это проблема краха того, что некоторые политологи называют «проектом Просвещения». XVIII век — век разума, эпоха просвещения. В Европе возникает культ разума, уверенность, что человек сам сможет разрешить все самые сложные вопросы, а Церковь неминуемо будет оттеснена на периферию общественной жизни. Возникает представление о человеке как о некой «нулевой величине», то есть без связи с религией, национальностью, культурой. Это все, мол, такие вещи вторичные. Потому достаточно создать универсальные условия и законы, и каждый человек вне зависимости от своих корней, образования и прочего легко вольется в это прекрасное идеальное демократическое общество. Такая вот картина замечательного мира для всех стран и континентов, для всех культур и народов. Не вышло. Оказалось, для человека его культура, религия, традиции его предков не являются малозначащими факторами, не являются чем-то второстепенным. Человек не готов поступиться всем этим, более того, он хочет все это сохранить и передать детям. И, скажем, мусульманки вовсе не стремятся сменить чадру на шорты.

— И какой же выход?

— Это и есть главный вопрос современности. Как людям разных традиций и культур жить в мире, не ущемляя прав друг друга, не оскорбляя достоинство друг друга, но уважая и помогая друг другу. Сегодня Европа постепенно отказывается от такой политики толерантности — так, как она понималась вчера. Проблема эта — невероятно сложная. Ведь христиан, например, преследуют не только в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В благополучной Европе вам могут запретить приходить на работу с нательным крестом, так как это якобы задевает нехристан и неверующих. При этом, скажем, никому не придет в голову запрещать носить на работе знаки принадлежности к культуре сексуальных меньшинств. Такой вот современный дискурс ценностей...

Еще одна проблема: Европа попыталась принять инородцев как людей изначально менее образованных, рассчитывая, что те с радостью примут все европейские ценности. Ан нет.

И конец этому противостоянию может быть не самый хороший для ЕС. История учит, что когда сталкиваются две цивилизации, то та, которая себя считает выше и развитей, как правило, проигрывает той, которую она считает стоящей на более низкой ступени развития.

— Папа Римский и Патриарх Кирилл встретились, призвали к миру на ближнем востоке — и где результат?

Встреча не сводилась к одной этой теме, хотя смею надеяться, что она сыграла свою роль в достижении заключенного потом перемирия.

Еще один важнейший практический результат встречи — в повестке дня мировых СМИ появилась тема преследования христиан в современном мире. Этой темы раньше не было, ее принципиально отказывались признавать. Сегодня на самом высоком политическом уровне всерьез говорят о геноциде христиан.

— Многие наши читатели говорят о том, что в церкви им — сложно, богослужения непонятны, надо долго стоять, почему бы не взять пример в этом плане с католиков? Там тебе и текст молитв на родном языке, и скамейки...

— Да есть скамейки во многих наших храмах — дня стариков, для детей, для немощных. Разве в этом главная проблема? Я вот что хотел бы заметить: в 90-е годы, когда наступила религиозная свобода и миллионы наших сограждан впервые обратились к вере, порой спорили до хрипоты. Но это были именно мировоззренческие вопросы: есть ли Бог, а почему Православие, а не буддизм, например. Сегодня в основном все больше про скамейки да пожертвования. Это, увы, проблема современного общества: раньше Библию нельзя было достать, а сейчас в любом книжном десятки изданий Библии, но насколько мы этим пользуемся?

«Аргументы и факты»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Президент Украины выразил благодарность Предстоятелю Украинской Православной Церкви за помощь в освобождении военнопленных

В праздник Крещения Господня Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию в Киево-Печерской лавре и освящение вод Днепра

На Житомирщине священник с паствой вернулся из раскола в лоно Церкви

Продолжаются нападения на храмы Украинской Православной Церкви

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с террористическим актом в пригороде Каира [Патриарх : Послания]

В четвертую годовщину терактов в Волгограде в храмах города были совершены панихиды по погибшим

Святейший Патриарх Кирилл: Убеждения террористов не имеют ничего общего с ценностями ислама

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла Верховному муфтию Арабской Республики Египет в связи с терактом в мечети на Синайском полуострове [Патриарх : Послания]

Председатель ОВЦС встретился с епископом Эббсфлитским Джонатаном Гудаллом

Митрополит Минский и Заславский Павел возглавил проведение Рождественского вечера Христианского образовательного центра

Представительство Русской Православной Церкви в Дамаске посетили сотрудники французской благотворительной организации SOS Chrétiens d’Orient

Председатель ОВЦС встретился с апостольским нунцием в России

Состоялась встреча председателя ОВЦС с ординарием Армяно-Католической Церкви в Армении, Грузии, России и Восточной Европе

В.Р. Легойда: В ожидании блудного сына [Интервью]

В.Р. Легойда: Церковь занимается не прогнозами, а людьми [Интервью]

В.Р. Легойда: Теология усилила позиции российской науки

В ТАСС пройдет пресс-конференция, посвященная открытию XXVI Международных Рождественских чтений

На Рождественских чтениях представят лучшие издания, получившие гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации в 2016-2017 гг.

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Физические недостатки не являются препятствием для общения с Богом

Митрополит Волоколамский Иларион: Без веры в чудеса подлинное христианство невозможно

В.Р. Легойда: В ожидании блудного сына

«Еще не пришло время обсуждать вопрос о григорианском календаре». Митрополит Крутицкий Ювеналий о праздновании Рождества и милосердии в обществе

Архиепископ Пятигорский Феофилакт: «Свобода от страха дает силу любить»

Интервью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды РИА «Новости»

Митрополит Волоколамский Иларион: Важно сохранить уникальный характер Иерусалима как христианского, духовного и паломнического центра

Митрополит Волоколамский Иларион: Терроризм не может быть мотивирован религией

Заповедь о любви. Интервью епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона