Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 12 ноября 2016 года

«Слово пастыря». Выпуск от 12 ноября 2016 года
Версия для печати
12 ноября 2016 г. 17:48

В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 12 ноября 2016 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл размышляет о роли русского языка и литературы в жизни современного общества.

Доброе утро, дорогие телезрители!

В адрес нашей передачи поступил такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему Вы согласились возглавить Общество русской словесности? В чем, с Вашей точки зрения, опасность небрежения к русскому языку, его искажения? Как Вы считаете, может ли это Общество помочь исправить ситуацию?» Этот вопрос задает Смоленкова Алла Георгиевна из Санкт-Петербурга. И близкий по содержанию вопрос, поступивший от Татьяны Сергеевны Белых из города Казани: «Ваше Святейшество! В нашем обществе не утихает дискуссия об образовании. В ней принимает участие Церковь. Скажите, пожалуйста, какие вещи вызывают наибольшую обеспокоенность у нашего духовенства и у Вас лично?»

Что касается моего участия в работе Общества русской словесности, то оно связано с предложением главы государства. Владимир Владимирович Путин отметил, что было бы неплохо это общество возглавить Патриарху.

Повестка дня Патриарха очень специфическая, откликаться на все предложения физически невозможно, и поэтому ее формирование связано в первую очередь с тем, как Патриарх понимает приоритеты в своей деятельности.

После долгих размышлений я принял приглашение Владимира Владимировича и возглавил Общество русской словесности. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я скажу и о причинах, которые побудили меня заняться этим делом, напрямую как бы не относящимся к церковному служению. На самом деле все, что сегодня происходит в области образования, культуры, языка, имеет отношение к духовному миру человека. Давайте вспомним (те, кто может вспоминать уже достаточно давно минувшие годы), какие предметы даже в советское время могли влиять на духовное состояние учащегося, на формирование его мировоззрения. Я не говорю сейчас об идеологизированных предметах, — речь идет о предметах, которые всегда входили в школьную программу.

Несомненно, это в первую очередь литература. Почему? Потому что, знакомясь с образцами литературы, особенно классической, учащиеся входили в сферу, связанную с мировоззренческим выбором, с отношением личности к добру и злу. Классическая русская литература формировала нравственный облик человека. Например, идея самопожертвования была представлена не только в русской классической, но даже и в советской литературе. Образ человека, который готов пожертвовать собой ради других, — это же христианский образ! К этому Господь призывает каждого из нас — чтобы мы жили не только ради себя (потому что иначе человек существовать не может), но иодновременно ради других.

Если соотнести это с современной системой ценностей, которые навязываются людям через массовую культуру, — разве здесь есть место подвигу и жертве? Нет, здесь другие ценности и другие призывы: зарабатывать больше, потреблять больше, быть успешным, быть сильным, побеждать врага, даже если он твой родственник, знакомый, друг.

Литература формировала и сегодня формирует духовный, нравственный облик человека. Если литература не преподается в школе, то как молодой человек разберется в сложностях человеческих отношений? Как он обретет критерии для определения того, что хорошо, а что плохо? Ведь на уроке математики эти идеи вам никто не передаст. Технические предметы связаны с другими сферами человеческого бытия. А вот литература — это предмет, который развивает мысль и воспитывает личность.

Но ведь идеи и мысли передаются с помощью языка! А когда язык деградирует, это отражается, в том числе, и на содержании речи. Сегодня образчики разговорного языка представлены в социальных сетях. У меня нет времени в них погружаться, но время от времени заглядывать приходится. По большей части страшное впечатление! Это не русский язык, это тяжело даже охарактеризовать. Люди потеряли вкус к языку, к грамотной речи. Используются жаргонные слова, иностранные заимствования или просто тарабарщина, и все это обрушивается на молодых, формируя их языковую культуру, ведь именно молодежь, в первую очередь, сидит в социальных сетях день и ночь.

Иногда приходится смотреть выступления молодых людей по телевидению. Я удивлен тем, что люди, часто не владеющие английским языком, говорят с английскими интонациями. Почему? А потому что кто-то приучил их к этим интонациям. Мне приходилось встречаться за рубежом с представителями старой эмиграции, которые выехали из России в результате революционных событий. Как бережно они относились к русскому языку, прекрасно владея не одним иностранным языком! И никаких английских интонаций — все было четко в соответствии с правилами русской грамматики, фонетики, лексики.

Почему же люди XX и XXI века так разрушают свой язык, засоряя его ненужными иностранными словами, которые вдруг становятся модными? Почему? Откуда эта мода? Несомненно, отсутствие серьезной языковой подготовки в школе, отсутствие знания литературы нравственно обезоруживает нашу молодежь. А если под видом литературы нашим школьникам, молодым людям будут предлагать произведения, которые разрушают духовно-нравственную традицию народа, то будет утрачено не только понимание русской культуры — мы в нравственном отношении потеряем молодое поколение.

Все эти проблемы носят принципиальный характер. Речь идет действительно о нравственном и культурном воспитании молодежи. Ведь литературные произведения формируют в сознании читающих художественный образ. Сегодня молодежь смотрит в основном фильмы или постановки, в которых видимый образ уже создан режиссером и актерами, без какого-либо участия со стороны зрителя. А когда вы читаете художественную литературу, вы сами создаете этот образ, — вы со-трудник, соработник, соучастник творческого процесса, который сам по себе обогащает личность.

Ребенок не способен создавать художественный образ. Именно поэтому дети значительно легче воспринимают звуковое воздействие и видимый образ. А когда человек становится взрослым, у него появляется способность самому создавать художественный образ. Чтение и изучение художественной литературы и призвано развивать эту замечательную способность человеческой личности.

Трудно сказать, что будет с грядущими поколениями, если не произойдут очень серьезные изменения в преподавании русского языка и литературы в нашей школе. Поэтому Общество русской словесности будет в первую очередь заниматься этими вопросами, хотя и многими другими, не буду их сейчас перечислять. Уже сформирована программа, в формировании которой участвовали наши лучшие слависты, филологи, педагоги, родительское сообщество. Очень надеюсь, что в результате этой работы во взаимодействии с Министерством образования Российской Федерации, Академией педагогических наук, другими профильными учреждениями мы сможем возродить лучшее, что было в нашей школе в области преподавания языка и литературы, и это лучшее развить применительно к потребностям сегодняшнего дня.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Она, может быть, не относилась напрямую к теме «Слово пастыря», но вопросы образования и духовной культуры связаны с главной заботой Церкви о спасении человека, потому что культура оказывает огромное влияние на внутренний духовный мир как молодежи, так и зрелых людей. Надеюсь, добрые изменения в области преподавания русского языка и литературы будут содействовать улучшению и воспитательной функции нашей школы.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, и до новых встреч.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами