Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении
Версия для печати
19 января 2017 г. 15:09

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в статье в издании «Известия» комментирует аргументы противников передачи верующим Исаакиевского собора.

«Церковь! Знай свое место!» — плакат с такой надписью принесли на площадь перед Исаакиевским собором Санкт-Петербурга противники его передачи в пользование Русской Православной Церкви.

Лозунг, конечно, не новый. Удивляет другое. Ранее подобное требование означало: не выходите за церковную ограду («ваше дело — кадилом махать»), занимайтесь исключительно внутрицерковной жизнью, не вмешивайтесь в дела общества. А теперь что же получается: храм, точнее, собор — тоже не место для Церкви? Церковь не есть храм? Но это уже, как говорится, contradictio in adjecto (лат. — противоречие в определении).

Странная, согласитесь, коллизия. По мнению одних, место Церкви — строго внутри ограды храма. По требованию других (или тех же самых?) храм — не место для Церкви. По крайней мере не всякий. Невольно начнешь задумываться об антиклерикализме или, проще и точнее, о борьбе с Церковью. А если все же не спешить с борьбой, даже в городе трех революций, но спокойно, без лишних эмоций разобраться с тем, что происходит в ситуации с Исаакиевским собором? Вдруг тогда и бороться не надо будет?

Итак, первое. Художественное и архитектурное чудо, созданное Монферраном, замысливалось и строилось именно как место для молитвы, о чем лишний раз свидетельствует надпись на фронтоне Исаакия: «Храм Мой храм молитвы наречется».

В связи с дискуссией о передаче Исаакиевского собора журналисты неоднократно задавали мне вопрос, заканчивая который они, вольно или невольно, неизбежно смущались. Потому как звучал он примерно так: «А это уместно, что храм… передают Церкви?» Конечно. Неуместно скорее обратное.

Второе. Передача Исаакиевского собора в пользование Церкви не означает, простите за юридический канцелярит, смену собственника. С вопросом собственности это, кстати, вообще напрямую не связано. Ведь храм остается в собственности города. И до революции, как уже неоднократно успели отметить, собор принадлежал государству. Но это был именно храм, а не музей. Справедливости ради здесь стоит заметить вот еще что. Во-первых, Церковь до событий 1917 года не была отделена от государства, а Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший Правительствующий Синод, было фактически одним из государственных министерств. Во-вторых, в конце XIX века кафедральный Исаакиевский собор, равно, кстати, как и кафедральный Храм Христа Спасителя, проходили по двум ведомствам: «в хозяйственном отношении» они были подчинены Ведомству православного вероисповедания, а «в техническо-художественном» — Министерству внутренних дел (такое предложение Особого совещания утвердил в 1883 году император Александр III). Как уже кто-то успел заметить, очень похоже на предлагаемую и сейчас форму сотрудничества: город передает храм в пользование Церкви, оставаясь собственником.

Третье. Очень важное и принципиальное — музейная деятельность. В Русской Православной Церкви с огромным уважением и благодарностью относятся к благородному труду музейных работников и не только не планируют сворачивать музейную, просветительскую и образовательную деятельность, но всячески хотели бы ее расширить и приумножить. И очень рассчитывают в этом на действующих сотрудников музея, с которыми охотно продолжат работать.

В этой связи также звучат опасения, что поток туристов поредеет, потому что их встреча с шедевром мировой архитектуры будет ограничена религиозными установлениями. Такую тревогу можно понять, но с ней сложно согласиться. Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, московский Новодевичий и другие монастыри Русской Православной Церкви, где соседствуют богослужебная и музейная деятельность, — примеры того, что Церковь и музейное сообщество прекрасно находят общий язык не только в деле сохранения религиозных памятников, но и в вопросе их доступности для туристов. Об этом же говорит и мировой опыт. Один из самых ярких примеров —— соборы Ватикана. А еще, безусловно, количество прихожан и экскурсантов возрастет потому, что плата за вход будет отменена.

Четвертое. Содержание Исаакиевского собора в надлежащем виде и состоянии, разумеется, непростая задача. Для тех, кто сомневается, что верующие люди будут менее трепетно, чем музейщики, относиться к собору, который является не только архитектурным шедевром, но и святыней, замечу, что у Церкви просто нет иного выбора, кроме как отвечать за сохранность и реставрацию собора перед контролирующими органами государства, а также перед инспекциями ЮНЕСКО.

Пятое. Если музейная работа продолжится в том же или даже в большем объеме, то что же изменится? Думаю, что туристы особых изменений не заметят. Скорее их почувствуют прихожане. Храм — место не только для молитвы, это обширное поле для социальной и благотворительной деятельности, миссионерского служения. Иными словами, если раньше были богослужения при музее, то теперь будет музейная деятельность при храме.

Если же вернуться к теме места Церкви, то за две тысячи лет существования оно не раз менялось: от катакомб Рима до соборов Средневековья, от ансамблей монастырей до окруженных колючей проволокой стен ГУЛАГа. Неизменным оставалось одно, главное место Церкви в нашей жизни — человеческое сердце.

«Известия»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В столице Татарстана открылся музей, посвященный истории Казанской иконы Божией Матери

Музей истории религий и национальностей Прикамья открылся в Сарапуле

В рамках Рождественских чтений состоялось совещание епархиальных древлехранителей и руководителей отделов культуры

В Москве открылся Музей памяти новомучеников и исповедников Российских

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь борется за каждую человеческую жизнь [Интервью]

Руководитель Юридической службы Московского Патриархата выступила на заседании Комитета Госдумы по развитию гражданского общества

Об общественном контроле за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия [Документы]

Массовая застройка Соловкам не грозит [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента Эстонской Республики Керсти Кальюлайд со 100-летием провозглашения государственной независимости

Святейший Патриарх Кирилл поздравил губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко с 65-летием со дня рождения

Состоялась церемония передачи Сербской Православной Церкви мозаичного убранства главного купола собора святителя Саввы в Белграде

Закон о волонтерах [Документы]

Предстоятель Украинской Православной Церкви благословил паству на особый молитвенный подвиг ради мира на Украине

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий: «На критику Церкви следует отвечать добром» [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Нам нужны инициативы, направленные на повышение ответственности у родителей за своих детей [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Очень важно, чтобы в школьном образовании присутствовала религиозная составляющая [Интервью]

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ встретился с сотрудниками профильных епархиальных отделов

В рамках Рождественских чтений прошла секция по юриспруденции «Нравственные основы права»

В.Р. Легойда: Церковь обеспокоена разрывом между правом и нравственностью

В.Р. Легойда: Церковь занимается не прогнозами, а людьми [Интервью]

Другие статьи

Доклад митрополита Ростовского Меркурия на конференции «Духовно-нравственное образование в современной школе»

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции, посвященной второй годовщине гаванской встречи

Выступление председателя ОВЦС на международной конференции «В поиске подходящих ответов на кризис, который долго не хотели признавать»

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Христианское будущее Европы»

В.Р. Легойда: За что канонизирован император Николай II

Собор 17-го года. Как между двумя революциями в России появился Патриарх

Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины

Миротворческая миссия религии в современном мире

Церковная помощь в чрезвычайных ситуациях

Что взять с собой на поклонение мощам свт. Николая Чудотворца. Информация для паломников