Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении
Версия для печати
19 января 2017 г. 15:09

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в статье в издании «Известия» комментирует аргументы противников передачи верующим Исаакиевского собора.

«Церковь! Знай свое место!» — плакат с такой надписью принесли на площадь перед Исаакиевским собором Санкт-Петербурга противники его передачи в пользование Русской Православной Церкви.

Лозунг, конечно, не новый. Удивляет другое. Ранее подобное требование означало: не выходите за церковную ограду («ваше дело — кадилом махать»), занимайтесь исключительно внутрицерковной жизнью, не вмешивайтесь в дела общества. А теперь что же получается: храм, точнее, собор — тоже не место для Церкви? Церковь не есть храм? Но это уже, как говорится, contradictio in adjecto (лат. — противоречие в определении).

Странная, согласитесь, коллизия. По мнению одних, место Церкви — строго внутри ограды храма. По требованию других (или тех же самых?) храм — не место для Церкви. По крайней мере не всякий. Невольно начнешь задумываться об антиклерикализме или, проще и точнее, о борьбе с Церковью. А если все же не спешить с борьбой, даже в городе трех революций, но спокойно, без лишних эмоций разобраться с тем, что происходит в ситуации с Исаакиевским собором? Вдруг тогда и бороться не надо будет?

Итак, первое. Художественное и архитектурное чудо, созданное Монферраном, замысливалось и строилось именно как место для молитвы, о чем лишний раз свидетельствует надпись на фронтоне Исаакия: «Храм Мой храм молитвы наречется».

В связи с дискуссией о передаче Исаакиевского собора журналисты неоднократно задавали мне вопрос, заканчивая который они, вольно или невольно, неизбежно смущались. Потому как звучал он примерно так: «А это уместно, что храм… передают Церкви?» Конечно. Неуместно скорее обратное.

Второе. Передача Исаакиевского собора в пользование Церкви не означает, простите за юридический канцелярит, смену собственника. С вопросом собственности это, кстати, вообще напрямую не связано. Ведь храм остается в собственности города. И до революции, как уже неоднократно успели отметить, собор принадлежал государству. Но это был именно храм, а не музей. Справедливости ради здесь стоит заметить вот еще что. Во-первых, Церковь до событий 1917 года не была отделена от государства, а Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший Правительствующий Синод, было фактически одним из государственных министерств. Во-вторых, в конце XIX века кафедральный Исаакиевский собор, равно, кстати, как и кафедральный Храм Христа Спасителя, проходили по двум ведомствам: «в хозяйственном отношении» они были подчинены Ведомству православного вероисповедания, а «в техническо-художественном» — Министерству внутренних дел (такое предложение Особого совещания утвердил в 1883 году император Александр III). Как уже кто-то успел заметить, очень похоже на предлагаемую и сейчас форму сотрудничества: город передает храм в пользование Церкви, оставаясь собственником.

Третье. Очень важное и принципиальное — музейная деятельность. В Русской Православной Церкви с огромным уважением и благодарностью относятся к благородному труду музейных работников и не только не планируют сворачивать музейную, просветительскую и образовательную деятельность, но всячески хотели бы ее расширить и приумножить. И очень рассчитывают в этом на действующих сотрудников музея, с которыми охотно продолжат работать.

В этой связи также звучат опасения, что поток туристов поредеет, потому что их встреча с шедевром мировой архитектуры будет ограничена религиозными установлениями. Такую тревогу можно понять, но с ней сложно согласиться. Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, московский Новодевичий и другие монастыри Русской Православной Церкви, где соседствуют богослужебная и музейная деятельность, — примеры того, что Церковь и музейное сообщество прекрасно находят общий язык не только в деле сохранения религиозных памятников, но и в вопросе их доступности для туристов. Об этом же говорит и мировой опыт. Один из самых ярких примеров —— соборы Ватикана. А еще, безусловно, количество прихожан и экскурсантов возрастет потому, что плата за вход будет отменена.

Четвертое. Содержание Исаакиевского собора в надлежащем виде и состоянии, разумеется, непростая задача. Для тех, кто сомневается, что верующие люди будут менее трепетно, чем музейщики, относиться к собору, который является не только архитектурным шедевром, но и святыней, замечу, что у Церкви просто нет иного выбора, кроме как отвечать за сохранность и реставрацию собора перед контролирующими органами государства, а также перед инспекциями ЮНЕСКО.

Пятое. Если музейная работа продолжится в том же или даже в большем объеме, то что же изменится? Думаю, что туристы особых изменений не заметят. Скорее их почувствуют прихожане. Храм — место не только для молитвы, это обширное поле для социальной и благотворительной деятельности, миссионерского служения. Иными словами, если раньше были богослужения при музее, то теперь будет музейная деятельность при храме.

Если же вернуться к теме места Церкви, то за две тысячи лет существования оно не раз менялось: от катакомб Рима до соборов Средневековья, от ансамблей монастырей до окруженных колючей проволокой стен ГУЛАГа. Неизменным оставалось одно, главное место Церкви в нашей жизни — человеческое сердце.

«Известия»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Нижнем Новгороде открылся музей местного отделения Императорского православного палестинского общества

Глава Татарстанской митрополии выступил на форуме по межкультурному диалогу в Болгаре

В Донской ставропигиальный монастырь принесена Донская икона Божией Матери

Митрополит Вологодский Игнатий: Открытие Ферапонтова монастыря и полноценное возрождение монашеской жизни в Кирилло-Белозерском монастыре не затронет работу музеев, расположенных в обителях

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Нельзя узаконивать грех ради каких-либо геополитических или национальных вопросов [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Очень важно, чтобы священнослужитель был носителем высокой духовной культуры [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Никакие политические лидеры не вправе отнять у нас церковное единство [Интервью]

На пресс-конференции в Киеве рассказали о праздновании 1030-летия Крещения Руси в Украинской Православной Церкви

Вышел второй номер бесплатной газеты «Фома в дороге»

В.Р. Легойда: Никто на Украине не предаст свою Церковь [Интервью]

В.Р. Легойда: Легализация «Киевского патриархата» приведет к нарастанию агрессии на Украине [Интервью]

Интервью Владимира Легойды в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате теракта на юге Ирана

В станице Шелковской (Чеченская Республика) торжественно открыт новый храм святой великомученицы Варвары

Представитель ОВЦС и Межрелигиозного совета России принял участие в ежегодном совещании ОБСЕ

В Златоусте прошел общественный форум «Русский Собор», посвященный 100-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев

Митрополит Вологодский Игнатий: Открытие Ферапонтова монастыря и полноценное возрождение монашеской жизни в Кирилло-Белозерском монастыре не затронет работу музеев, расположенных в обителях

Запрет на использование самовольных построек: будет ли он распространяться на храмы? [Документы]

Суд подтвердил законность передачи петербургского Сампсониевского собора Церкви

В Ярославской митрополии прошел выездной семинар Юридической службы Московской Патриархии

Другие статьи

Информация для паломников, посещающих Храм Христа Спасителя в Москве во время принесения мощей свт. Спиридона Тримифунтского

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Лиссабоне на тему «Русская Православная Церковь и помощь христианам Ближнего Востока»

Митрополит Волоколамский Иларион: За это деяние Патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божиим и перед судом истории

Задачи и приоритеты социальной практики духовенства

Митрополит Калужский Климент: Почему князь Владимир выбрал Православие?

Отправная точка истории страны

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Помочь не только словом, но и делом

Митрополит Калужский Климент: Их наградили за русское слово

В.Р. Легойда: «Также услышите о войнах и о военных слухах»

Создание поместной Церкви не может быть инициировано светской властью