Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О вероисповедальных кладбищах

О вероисповедальных кладбищах
Версия для печати
23 января 2017 г. 10:16

Подготовлен законопроект о похоронном деле в Российской Федерации, предусматривающий появление вероисповедальных кладбищ. В январском номере журнала «Приход» опубликовано выступление руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2016 года, в котором дана краткая характеристика законопроекта.

Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан Минстроем России в 2014 г. Тогда же по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в структуре Министерства была создана рабочая группа, включающая представителей Церкви и Минстроя России, в целях выработки поправок, отвечающих интересам Церкви. Такие поправки были разработаны. В октябре 2016 г. законопроект был направлен в Правительство РФ. Сейчас он возвращен в Минстрой России на доработку.

1. Религиозные обряды и церемонии, сопровождающие погребение

Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации…» (далее ― законопроект) вводит понятие религиозных обрядов и церемоний, сопровождающих погребение. Такие религиозные обряды могут совершать исключительно религиозные организации на основании соглашений с ритуальными службами или лицом, взявшим на себя организацию похорон (ст. 19). Данная норма направлена на пресечение отпеваний, совершаемых лицами, запрещенными в служении, и мошенниками, одетыми в рясы.

Согласно законопроекту религиозные обряды, сопровождающие погребение, не являются ритуальными услугами (ст. 20). Доход религиозных организаций, полученный от отпеваний и панихид, не будет облагаться ЕНВД и другими видами налогов. Соответственно и доход, полученный от реализации саванов, венчиков, крестов, не будет подлежать налогообложению, поскольку, согласно законопроекту, данные предметы религиозного назначения не относятся к ритуальным принадлежностям (ст. 21).

2. Статус вероисповедальных кладбищ и участков

Законопроект относит к вероисповедальным такие кладбища и участки, которые предназначены преимущественно для погребения умерших людей одной веры (ст. 27). Предложения по их созданию вправе давать только централизованные религиозные организации (епархии) или, с их согласия, религиозные организации (приходы, монастыри, подворья), входящие в их структуру. Иные юридические и физические лица не могут выступить с инициативой создания вероисповедальных кладбищ и участков (ст. 25).

Захоронение останков, эксгумация и перезахоронение праха умерших на вероисповедальных кладбищах и участках будет осуществляться с учетом внутренних установлений религиозных организаций, по согласованию с ними. Эти процедуры будут проводить исключительно организации, единственным учредителем (участником) которых является религиозная организация соответствующего вероисповедания (ст. 21, 33). Таким образом, услуги по погребению на вероисповедальных кладбищах будут предоставляться подконтрольными Церкви организациями.

Законопроект предусматривает создание частных, а также государственных или муниципальных вероисповедальных кладбищ.

Вся территория, необходимая для создания или функционирования частных вероисповедальных кладбищ и участков, будет предоставляться безвозмездно в собственность централизованных религиозных организаций (епархий) или, с их согласия, религиозных организаций (приходов, монастырей, подворий), входящих в их структуру (ст. 52). Соответственно вся территория, необходимая для создания и функционирования государственных или муниципальных вероисповедальных кладбищ и участков, будет предоставляться в безвозмездное пользование централизованных религиозных организаций (епархий) или, с их согласия, религиозных организаций (приходов, монастырей, подворий), входящих в их структуру.

Места захоронения на частных вероисповедальных кладбищах и участках будут выделяться гражданам по решению религиозной организации. Места захоронения на государственных или муниципальных вероисповедальных кладбищах и участках будут предоставляться по-прежнему по решению местной администрации.

Содержание и обслуживание частных вероисповедальных кладбищ и участков будут осуществлять исключительно организации, единственным учредителем (участником) которых является религиозная организация соответствующего вероисповедания (ст. 27).

3. Недвижимость и земельные участки на кладбищах

Расположенные на вероисповедальных и иных кладбищах храмы, часовни и иная недвижимость религиозного назначения, а также недвижимость, предназначенная для обслуживания объектов религиозного назначения либо образующая с ними культовый комплекс, будет безвозмездно передаваться религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование (ст. 27).

Законопроект решает проблему предоставления религиозным организациям тех земельных участков, которые необходимы для строительства или эксплуатации храмов и иных зданий религиозного или благотворительного назначения на государственных или муниципальных кладбищах. Такие участки будут предоставляться безвозмездно в собственность или пользование религиозных организаций в соответствии с земельным законодательством. Так, например, земельный участок на территории муниципального кладбища, необходимый для строительства часовни, будет предоставлен в безвозмездное пользование религиозной организации на срок до 10 лет. Земельный участок, на котором расположен находящийся в собственности религиозной организации действующий храм, можно будет переоформить в собственность на бесплатной основе.

Если земельные участки на городских кладбищах, не являющихся вероисповедальными, оформлены в постоянное (бессрочное) пользование приходов, то согласно п. 6 ст. 53 законопроекта это право будет за приходами сохранено при условии совершения на территории кладбищ религиозных обрядов и церемоний.

4. Погосты

На земельных участках многих монастырей расположены захоронения насельников обителей. Согласно п. 1 ст. 27 законопроекта места захоронений на таких земельных участках будут приравнены по своему статусу к вероисповедальным кладбищам.

5. Перенос колумбариев

Основания и порядок сноса и переноса колумбариев определяется Правительством РФ (ст. 5 и ст. 30).

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»