Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре
Версия для печати
11 апреля 2017 г. 23:47

Вечером 11 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Cреды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой Среды. По традиции, установившейся в нашей Церкви, торжественные утренние богослужения совершаются накануне вечером, чтобы дать верующим возможность принять в них участие, помолиться. Вот и сегодня, во вторник вечером, совершена утреня Великой Среды.

Великая Среда посвящена очень важному событию, которое предшествовало страданиям, смерти и Воскресению Господа. Речь идет о том, как в Вифании, в доме Симона некая грешная женщина, блудница возлила на главу Спасителя драгоценное миро.

В этой истории многое требует прояснения. Во-первых, как в дом, где принимали Спасителя, могла прийти падшая женщина? Как ее туда пустили? Евангелисты отмечают, что Симон был прокаженным, а мы знаем, что прокаженные были вне общества, они были изгоями. Конечно, получив исцеление, Симон перестал быть изгоем и жил среди людей. Но скорее всего, Симон, памятуя о своей былой отверженности, открыл двери для этой женщины-изгоя. И вот она пришла и совершила нечто, что выходит за пределы человеческого разумения. Она возлила на главу Спасителя драгоценное миро — жидкость, составленную из разного рода благоуханий, стоимость которых была очень велика. Миром помазывались на царство; трудно даже представить, как эта женщина купила такую драгоценность — наверняка это стоило ей всех денег, которые у нее были.

История с помазанием Христа Спасителя блудницей, в которой так много непонятного и необъяснимого, может быть понята и объяснена через смысл служения, которое Господь совершил ради всего мира. Для Господа нет изгоев, для Него нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Все наши человеческие условности Господь отметает и принимает всех, в том числе грешников, — более того, грешников в первую очередь. Именно Господу принадлежат слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9:13). Поэтому первое, что обращает на себя внимание, — это искренняя, истинная любовь Спасителя ко всем, в том числе к грешникам.

Но и то, что совершила женщина, выходит за рамки человеческого понимания. Конечно, трудно было собрать такую огромную сумму и разом ее потратить на благоуханную жидкость. Возникает: а что могло предшествовать принятию столь странного и даже опасного для этой женщины решения? Ведь наверняка никаких денег у нее больше не было, она обрекала себя на нищету. Все, что она скопила, было отдано ради приобретения драгоценного мира. И Господь принимает эту жертву со словами: «Везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет об этой женщине» (см. Мф. 26:13).

Вот и мы с вами, люди XXI века, вспоминаем эту женщину, хоть и не знаем ни ее имени, ни происхождения. О ней известно лишь одно — она отдала Господу все, что имела, и, конечно, получила прощение грехов. Не потому, что миро стоило дорого, а потому что Господь увидел в этом поступке невероятную силу веры и полную готовность отдать себя в руки Божии.

То, что совершила эта блудница, было не чем иным, как концентрацией всех сил, воли и чувств. Это было действие огромной внутренней духовной силы, которое и обеспечило прорыв грешницы в иную жизнь. Из истории науки хорошо известно, что величайшие открытия и прозрения нередко обусловлены невероятной концентрацией интеллектуальной энергии. Вот и в духовной жизни то же самое: если нужно радикально изменить свою жизнь, то необходима предельная концентрация духовных сил, чувств, веры. Такой подвиг Господь принимает и отвечает на него чудом — чудом исцеления от болезней физических и духовных, чудом прощения грешника.

Великий пост и дан нам для того, чтобы мы могли — конечно, не в той мере, как женщина, что возлила миро на главу Спасителю, но в меру наших сил — сконцентрироваться, сосредоточиться в молитве, испросить у Господа помощи не в повседневных наших заботах, не для решения материальных или иных вопросов, а для того чтобы услышать самые главные слова, которые, несомненно, услышала эта женщина: «Прощаются тебе грехи» (ср. Лк. 7:48). А прощение грехов освобождает человека от тяжелого гнета и выводит его на иной уровень духовного бытия.

Из святоотеческой истории, из истории подвижников благочестия мы знаем о великих духовных победах, мы знаем о способности человека совершать нечто невероятное в духовной жизни. И даже если у нас не хватит сил на нечто подобное, мы должны учиться концентрировать свое внимание, свою волю, свои чувства в молитве — с тем чтобы получать от Господа ответ на наши вопрошания. И в завершение поприща Великого поста, приближаясь к концу Страстной седмицы, еще и еще раз испросим у Господа помощи в нашем духовном шествии ко спасению и Царствию Небесному. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Бутовском полигоне

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, после Литургии в Никольском Шостьенском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти великомученика Георгия Победоносца после Литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти блж. Матроны Московской после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю святых Жен-мироносиц после Литургии в Александро-Невской лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник Светлой седмицы после Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Патриаршем Успенском соборе

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве