Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник Светлой седмицы после Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник Светлой седмицы после Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
Версия для печати
18 апреля 2017 г. 19:16

18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос Воскресе!

В третий день Святой Пасхи мы вспоминаем событие, произошедшее после Воскресения Спасителя в предместье Иерусалима, когда два ученика, Лука и Клеопа, идя в Еммаус, встретили Христа, но не узнали Его, — так же, как и другие, в том числе Мария Магдалина, не могли сразу опознать Спасителя в Том, Кто им являлся. И это неслучайно: если в какой-то момент у людей открывались духовные очи, то они видели, что это Спаситель; а если не открывались, то они не могли Его узнать.

Вот и Лука с Клеопой, встретив в пути Человека, удивились, что Он не знает о том, что случилось в Иерусалиме и что был распят Тот, Кого считали пророком. Более того, они сказали своему Спутнику: «А мы-то думали, что Он тот, кто избавит народ Израилев» (см. Лк. 24:21). То есть думали, что Он Мессия, а Он умер. Правда, некоторые говорили, что гроб обнаружили пустым, но ни у Клеопы, ни у Луки не было уверенности в том, что гроб пуст не потому, что кто-то вынес тело Умершего, а потому что Он воскрес по Писаниям.

Тогда Господь начинает их учить, что так надлежало пострадать Христу. В который уже раз Он, обращаясь к апостолам, говорит обо всем этом! И они слушали Его, и, как позже сказал Клеопа, «сердце горело в нас, когда мы Его слушали» (см. Лк. 24:32). Значит, Его слова были очень важными для них. Через эти слова они познавали то, что не ведали ранее. Слова Спасителя их захватили. И все-таки даже эти слова не дали им возможность опознать в Говорящем своего воскресшего Учителя.

В какой же момент они Его опознали? В тот самый, когда, войдя в жилище, где надлежало им отдохнуть, Господь совершает Таинство Евхаристии — преломляет хлеб и дает его ученикам. И в этом преломлении хлеба их очи открылись, и они Его узнали (см. Лк. 24:31).

Это повествование требует очень серьезного над собой размышления. Почему слово Божие, сказанное Самим Христом, не открыло им глаза? Часто люди, ищущие Бога, делают акцент на познание Его своим разумом. Читают книги — богословские и философские; читают Евангелие, и это им помогает. Очень часто чтение согревает их сердце точно так, как у Луки и Клеопы согрелось сердце от слова Божия. Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные слова не способны соединить человека с Богом, — а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.

Вот почему Церковь не престает проповедовать о важности причащения Святых Христовых Таин. Совершение Евхаристии — в центре всей нашей жизни, в центре жизни Церкви. Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь — по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой. Тогда у нас открываются очи сердца нашего, и в радостном его биении мы чувствуем Божественное присутствие, чего не могут дать даже самые убедительные слова.

Из этого не следует, что слова не нужны, ведь растопила сердце Луки и Клеопы проповедь Воскресшего Спасителя, — но они опознали Его через преломление хлеба. Так же и в нашей духовной жизни. Мы должны поститься, ограничивать себя, контролировать свои мысли, поступки, раскаиваться в своих грехах, слушать назидания, читать правильные книги. Очень важно, чтобы разум участвовал в таинственном пути человека к Богу. Но путь этот никогда не завершится встречей с Воскресшим Спасителем без приобщения Его прославленному Телу и Крови.

Вот и сегодня мы причастились в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, дивного монастыря земли Русской, с которым так много связано в нашей национальной судьбе. Мы имели возможность слышать прекрасное пение, взирать на чудные образа и в момент Святой Евхаристии реально приобщиться не хлеба и вина, а истинного Тела и истинной Крови пострадавшего, воскресшего и прославленного Христа и через это таинственно, непонятно с точки зрения нашего разума, но реально войти в общение с Богом живым, получить прощение грехов и надежду жизни вечной. Аминь.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Иосифо-Волоцком монастыре в день памяти основателя обители

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 25-летию возрождения монашеской жизни в Успенской Святогорской лавре [Патриарх : Приветствия и обращения]

Митрополит Минский и Заславский Павел возглавил торжества по случаю 25-летия возрождения Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре

Дипломаты десяти стран посетили праздничное богослужение в храме Патриаршего подворья Русской Церкви в болгарской столице

В монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме прошел Пасхальный фестиваль творчества инвалидов «От сердца к сердцу»

В Москве прошел арт-фестиваль СМИ «МедиаПасха»

Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил Литургию в Банченском монастыре и посетил детский приют в селе Молница

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Успенском кафедральном соборе Новороссийска

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти свв. блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского после Литургии в Даниловом монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове монастыре

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра Московского в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Трех святителей в пос. Воскресенское

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском соборе Смоленска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невском соборе Кургана

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре