Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Вечер памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова прошел в музее Храма Христа Спасителя

Вечер памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова прошел в музее Храма Христа Спасителя
Версия для печати
20 ноября 2008 г. 17:31

Вечер памяти известного московского пастыря протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908) состоялся 19 ноября в музее Храма Христа Спасителя. Мероприятие прошло в рамках выставки «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы», которая продолжит работу до 10 февраля 2009 года.

Об отце Валентине рассказывали члены его семьи – правнуки Дмитрий и Евгения Викторовы, сотрудник музея «Усадьба Поливаново» Сергей Нестеров и другие.

Особенностям пастырского служения о. Валентина посвятил свое выступление известный московский миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма во имя сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище . В издательстве при этом храме вышло наиболее полное жизнеописание о. Валентина, его проповеди, есть небольшой музей его памяти, а потомки о. Валентина являются прихожанами этого храма.

По словам о. Сергия, протоиерей Валентин Амфитеатров, несший свое служение на рубеже веков, хорошо понимал, что для проповеди Евангелия нужны новые методы. В конце XIX века многих представителей интеллигенции духовные поиски привели в Церковь, и о. Валентин, будучи блестяще образованным человеком, умел разговаривать с интеллигенцией на ее языке.

В беседе с «Благовест-инфо» о. Сергий подробнее описал пастырские методы о. Валентина: «Он был очень открыт к изменениям в обществе и к каждому человеку. Пришедшего к нему с вопросом он не начинал сразу обращать, не проповедовал в лоб, но поступал иначе: беседуя о том, что близко человеку, о вопросах культуры, науки, искусства, он постепенно приводил человека к Евангелию».

Его открытость, дар горячей молитвы, стремление служить своей пастве привлекали к нему многочисленных прихожан, и вскоре небольшой Константино-Еленинский храм у Спасских ворот Кремля уже не вмещал всех желающих помолиться вместе с настоятелем. Один, без диакона, он служил Литургию ежедневно, прочитывал сотни записок, молился о всех нуждающихся. Известно, что о. Валентин был сторонником частого причащения, что для большинства верующих того времени было непривычным.

Как отметил о. Сергий, важной особенностью пастырства о. Валентина было то, что он стремился создать не просто приход, но настоящую общину верующих. В 70-80-е гг. XIX в. это тоже воспринималось многими как «новшество». «А он был открыт для общения, жил жизнью своей паствы, всегда беседовал после службы, часто приезжал в храм в свои выходные дни, всегда духовно и материально помогал и старался, чтобы люди помогали друг другу: пристраивал сирот в богатые семьи, находил благотворителей, способных оплатить обучение неимущих, адвокатов, чтобы помочь находящимся под судом и т.д.».

По словам о.Сергия, «важно, что уже после смерти батюшки община сохранилась, они друг другу помогали в годы гонений, когда можно было выжить только общиной». В годы служения о. Валентина таких прецедентов почти не было. Все это было «непонятным для священноначалия того времени и синодальных властей», отметил собеседник «Благовест-инфо». Поэтому о. Валентину приписывали «модернизм», вокруг него клубились наговоры, наветы. Не исключено, что с этим связан и его перевод из Константино-Еленинского храма (1874-1892) в Архангельский собор Московского Кремля (1892), что выглядело как повышение, но на самом деле только затруднило его общение с прихожанами. Однако, как рассказала правнучка о.Валентина Евгения Викторова, двери его дома не закрывались для посетителей до самой его кончины в 1908 г., после которой, в течение почти всей первой половины ХХ в., люди приходили за духовным советом и поддержкой к его дочерям.

Такой образ жизни священника воспринимался как «нечто новое», «не вписывался в понимание власть имущих», продолжил о. Сергий. По его словам, о. Валентин разрушал стереотип восприятия священства как некой «замкнутой касты», утверждая, что «Евангелие надо нести на том языке, на каком его могут услышать. Чтобы быть понятым, надо жить с народом. Не отрицать современность, а использовать все то, что может способствовать проповеди Евангелия», — так представляет себе о. Сергий миссионерские принципы о. Валентина Амфитеатрова, которые важны и для сегодняшних проповедников.

Как отметил игумен Сергий, сейчас «настало время восстановления подлинной церковной жизни». Он обратил внимание на то, что в наше время священноначалие Русской Православной Церкви «приветствует» создание общин, различных объединений верующих — братств, сестричеств и т.д., подчеркивая важность «апостолата мирян». «Первые ласточки в этом деле, опыт которых необходим сейчас, — это о. Валентин Амфитеатров, о. Алексий Мечев», — заключил священник.

Справка

Валентин Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. После окончания Духовной семинарии в Москве и Московской духовной академии (1860) Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и служил в Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом — настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года — настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в 1892 году был назначен настоятелем кремлевского Архангельского собора.

Выдающийся проповедник и духовник, Амфитеатров привлек в московские храмы множество людей со всей Москвы, ввел практику частого причащения. Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».

В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди.

Позднее были изданы книги отца Валентина «Духовные беседы, произнесенные в московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие. Но большинство из надиктованного им так и не увидело свет — рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.

20 июля 1908 году (по старому стилю) отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга «Драгоценный бисер Христов. Праведные жены»

Вышла в свет книга «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея. Ивановский монастырь и Оптина пустынь»

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил заупокойную литию на могиле архимандрита Кирилла (Павлова)

В Зачатьевском ставропигиальном монастыре состоялось первое заседание Рабочей группы по сбору материалов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и подвижниках благочестия

Около тысячи жителей Малави приняли Святое Крещение

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Интервью]

В Москве прошел семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях

Завершилась поездка и.о. Патриаршего экзарха Африки в Танзанию

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Патриарший экзарх Западной Европы освятил отреставрированную часовню, возведенную в память о русских воинах, погибших в годы Первой мировой войны

Зрители шоу «Голос» на Первом канале помогут «Милосердию» поддержать пострадавших от наводнения

Святейший Патриарх Кирилл провел рабочую встречу с председателем правления Фонда «Круг добра» протоиереем Александром Ткаченко

Представители Церкви приняли участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Пскова и Псковской области

Митрополит Минский Вениамин принял участие в открытии выставки художников Белоруссии и России «Союзное государство — единство через культуру»

Архиепископ Зеленоградский Савва принял участие в пресс-конференции «Проблемы миграционной политики в России»

Синодальный отдел по делам молодежи провел стратегическую сессию по развитию Всецерковного православного молодежного движения «Верные»

Изверженный из сана Владимир Головин включен в список сетевых лжесвященников

Министр культуры России и глава Нижегородской митрополии обсудили вопросы реставрации храмов в Нижегородской области

В России и Казахстане пострадавшие от паводков получают помощь в православных храмах и монастырях