Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 10 июня 1997 года

Версия для печати
8 апреля 2005 г. 10:00

10 июня 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

***

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

О состоянии взаимоотношений с Римско-Католической Церковью на современном этапе в связи с возможностью встречи Предстоятелей двух Церквей — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II в Австрии.

Справка:

В основе расхождений между Православной и Католической Церквами лежат вопросы вероучительного характера, которые и являются предметом общеправославно-католического диалога.

Богословский диалог между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью начался в первой половине 60-х годов, после II Ватиканского собора и Всеправославных совещаний на о. Родос. Уже на I Всеправославном совещании в 1961 году была предложена тема «Православие и Римско-Католическая Церковь», включавшая в себя вопросы, об унии и прозелитизме, препятствующие установлению отношений между Церквами в духе христианской любви.

Следующее II Всеправославное совещание в 1963 году предложило начать диалог между Православной и Католической Церквами на равных условиях.

Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар в 1979 году. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, что и было сделано при согласии всех Поместных Православных Церквей. Первое заседание Комиссии проходило на островах Патмос и Родос в 1980 году.

На рубеже 80-90-х годов межконфессиональные отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами осложнились. Причиной тому стала в первую очередь активизация Греко-Католических Церквей, вышедших из подполья и начавших восстанавливать свои приходы и структуры на местах силовыми методами. Наиболее болезненно для православных этот процесс протекал на Западной Украине (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, Закарпатье). Там дело доходило до массовых беспорядков, стычек, силовых захватов православных храмов, когда православные общины изгонялись просто на улицу, а в местной печати была развернута кампания по дискредитации православных Московского Патриархата.

Было необходимо употребить все возможные усилия для изменения ситуации. К сожалению, прямой разговор с униатами оказался невозможным, так как греко-католики вышли из так называемой четырехсторонней комиссии, созданной в январе 1990 года из представителей Московского Патриархата, Римско-Католической Церкви, Украинской Православной Церкви и католиков восточного обряда из Западной Украины.

Униаты вышли из Комиссии под сильным нажимом радикально настроенных представителей украинского политического движения «Рух», которые заявили, что в случае прихода к власти все храмы будут отобраны у православных и переданы католикам восточного обряда. В этой связи, по их мнению, не было никакой необходимости вести диалог с Православной Церковью.

Любые попытки вступить в контакт с местными и центральными властями и призвать их соблюдать элементарные права человека и принципы религиозной свободы оказались безрезультатными.

В результате насильственного захвата храмов Украинская Православная Церковь Московского Патриархата лишилась большинства своих приходов во Львовской и Ивано-Франковской областях, где положение до сих пор остается крайне сложным. Так, в Ивано-Франковске православные не имеют ни одного храма, и до сих пор существует опасность, что правящий архиерей будет лишен резиденции. Во Львове имеется лишь один небольшой русский православный храм. Однако этот храм не вмещает всех верующих, и православные украинцы, принадлежащие к канонической Церкви, лишены возможности молиться привычным им образом.

Начиная с 1991 года Римско-Католическая Церковь активно создает также свои структуры на территории России, Беларуси и других стран СНГ. Так, в России созданы две Апостольские администратуры, более полутора сотен приходов, ряд учебных заведений и благотворительных организаций. Нарастает активность католических монашеских орденов, которая нередко сопровождается миссионерской деятельностью среди лиц, принадлежащих к Православной Церкви по крещению или связанных с ней историческими духовными и культурными корнями. Православными эта деятельность в стране с 1000-летней христианской традицией воспринимается как имеющая прозелитическую окраску, ибо еще апостол Павел «старался благовествовать не там, где уже было известно Имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20)

Сознавая, что христиане не могут действовать иначе, как только словом, убеждением, стремясь к тому, «что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19). Русская Православная Церковь считала и продолжает считать диалог единственным путем разрешения всех проблем, существующих между двумя Церквами. Именно поэтому двусторонний диалог, направленный на разрешение существующих противоречий, не прекращался. Каждый год имели место встречи официальных делегаций Русской Православной и Римско-Католической Церквей.

Возникла также возможность достичь разрешения конкретных проблем и уврачевания межцерковных нестроений через личную встречу Предстоятелей двух Церквей. Русская Православная Церковь считала, что такая встреча могла бы завершить сложный период в отношениях, омраченный противоречиями и открыть новую страницу в двустороннем диалоге, основанном на взаимном уважении и сотрудничестве. Мы сознаем значимость взаимодействия обеих Церквей в миротворческой деятельности, что становится особенно актуальным в свете тех тенденций, которыми отмечены стремления к взаимопониманию и сотрудничеству стран Европы.

В последнее время между двумя сторонами велись интенсивные переговоры о подготовке такой встречи, однако выяснилось, что по некоторым вопросам, которые были согласованы в предварительном порядке, не удалось достигнуть окончательной договоренности.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. С сожалением констатировать, что в настоящее время встреча между Предстоятелями двух Церквей недостаточно подготовлена и что отсутствует целый ряд условий, при наличии которых такая встреча могла бы стать плодотворной.

2. Выразить готовность к продолжению двустороннего диалога, дабы отношения между двумя Церквами были свободны от всего, что ныне приносит боль, порождает разочарование, непонимание и подозрения.

3. Одобрить усилия, предпринимаемые Священноначалием по уврачеванию существующих нестроений во взаимоотношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей посредством диалога, который является единственным приемлемым для христиан способом разрешения проблем.

***

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшемся в Москве 26-28 мая 1997 года Третьем богословском собеседовании с представителями Епископальной Церкви в США на тему «Природа Церкви» и об участии в нем делегации Русской Православной Церкви во главе с Преосвященным архиепископом Калужским и Боровским Климентом, заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Доклад принять к сведению.

2. Считать полезным проведение данного богословского собеседования и одобрить его результаты, особо отметив выявившееся в ходе дискуссий сходство позиций обеих Церквей в оценке документа «Общее понимание и видение Всемирного Совета Церквей».

***

СЛУШАЛИ:

Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о предстоящем Четвертом церковно-народном соборе Болгарской Православной Церкви и о поступившем приглашении направить представителя Русской Православной Церкви в Софию с 30 июня по 5 июля 1997 года.

ПОСТАНОВИЛИ:

Направить в Софию по приглашению Болгарской Православной Церкви на Четвертый церковно-народный собор в качестве гостя Преосвященного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Члены Священного Синода:

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий

Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий

Архиепископа Ярославский и Ростовский Михей

Епископ Самарский и Сызранский Сергий

Епископ Астраханский и Енотаевский Иона

Епископа Екатеринбургский и Верхотурский Никон

Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий

Все материалы с ключевыми словами