Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь

Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь
Версия для печати
18 августа 2017 г. 21:26

Историю Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря можно разделить на три периода.

Первый период: 1895-1939 годы. Монастырь располагался в поместье Линтула Кивенаппской волости Финляндии, в настоящее время это поселок Огоньки Выборгского района Ленинградской области, в 50 километрах от Санкт-Петербурга. 1917 год разделил этот период на две части: до революции происходило становление монастыря, который продолжал свою деятельность и в условиях предреволюционного времени на территории Российской империи; после революции обитель оказалась на территории независимого Финляндского государства.

Основатель монастыря Федор Петрович Неронов (+19.01.1906 г.) в своем имении Линтула построил Свято-Троицкий храм и пригласил из Мокшан монахиню Смарагду (Сапунову) и несколько сестер для обустройства монастырской жизни. Открытие монашеской общины было трудным: согласно шведскому королевскому манифесту 1781 года, на территории Финляндского княжества, пользовавшегося значительной автономией во внутренней жизни, было нельзя открыть православный монастырь, несмотря на то, что княжество Финляндское было частью православной Российской империи. Финляндский Сенат после долгого рассмотрения принял компромиссное решение, и в октябре 1896 года православная община была открыта с условием, чтобы ее деятельность была направлена только на православное население этой местности. К этому времени монастырь фактически существовал два года, так как первые сестры приехали после постройки храма, в 1894 году. Святейший Синод утвердил монашескую общину в 1895 году.

Процесс становления монастыря в инородной и иноверческой среде был трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связанные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, ― все это испытали насельницы обители, число которых достигло 70 человек.

В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования И.М. Тюлева (+29.6.1924 г.) и М.П. Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924 г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911 г. Обучение на русском языке для местных жителей давало возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде; русский язык приводил иноязычных через православную культуру в Церковь.

После революции для обители наступили скорбные времена: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Число сестер сократилось с семидесяти до сорока.

Так как монастырь находился за границей Советской России, гонений за веру не было, однако обитель испытывала недостаток хлеба, не было уверенности в будущем. В это время монастырь окормляли монахи Валаамского монастыря.

В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре наладилась духовная жизнь, о чем свидетельствуют совершавшиеся в монастыре монашеские постриги.

Второй период в истории Линтульской обители: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию Финляндской Автономной Православной Церкви.

В 1998 году управление монастырем приняла игумения Марина (Илтола), и обитель стала полностью финской. Значимость монастыря в религиозной культуре Финляндии очень возросла в период управления им игумении Марины с 1998 по 2012 год. Небольшой по количеству сестер монастырь поддерживает связи с православными монастырями в Европе. Сестры делают переводы богослужебных и святоотеческих текстов на финский язык, выступают с лекциями о Православии, принимают паломников и трудников, подготавливают желающих принять Крещение или перейти из лютеранства в Православие.

Третий период: с 2007 года по настоящее время — возрождение Линтульской обители на историческом месте в поселке Огоньки Ленинградской области в качестве подворья Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

1 ноября 2007 года, в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского, распоряжением митрополита Санкт-Петербургского Владимира бывший Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь был приписан как подворье к Константино-Еленинскому женскому монастырю для производства восстановительных работ. В Духов день, 16 июня 2008 года, был отслужен первый молебен рядом с развалинами храма. Было принято решение организовать крестный ход из монастыря к этим руинам. 4 августа 2008 года был совершен первый крестный ход с поклонным деревянным крестом, который был установлен на месте алтаря Свято-Троицкого храма. С тех пор крестные ходы совершаются ежегодно, собирая все больше участников. В 2013 году по завершении крестного хода в Линтульском храме впервые за 74 года была совершена Божественная литургия. В 2015 году на территории обители и в храме завершились отделочные работы.

Сестры Константино-Еленинского монастыря приезжают в Линтулу на богослужения, а также для исполнения чередных послушаний. Постоянно здесь проживает монахиня Мария (Судакова).

Обитель занимается просветительской и миссионерской деятельностью: на Санкт-Петербургском подворье Константино-Еленинского монастыря ежегодно проходят научно-практические конференции «Линтуловские чтения», выпускается литературно-публицистический альманах «Линтула».

Пресс-служба Выборгской епархии/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Неделю сыропустную, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Патриаршее служение в день памяти благоверного князя Даниила Московского в Даниловом ставропигиальном монастыре

В Неделю сыропустную, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом ставропигиальном монастыре

В Хельсинки прошли XI Международные образовательные Покровские чтения

Чтения, посвященные 50-летию преставления Патриарха Алексия I, прошли в Хельсинки

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии принял участие в Сретенских чтениях в Финляндии

В столице Финляндии прошли IХ Покровские чтения, посвященные 100-летию мученического подвига Царственных страстотерпцев

Вышла в свет книга «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея. Ивановский монастырь и Оптина пустынь»

В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)»

Состоялась премьера фильма «Святой князь Даниил Московский и его обитель»

В Издательстве Троице-Сергиевой лавры вышла книга, посвященная Патриарху Никону

Архиепископ Севастийский Феодосий: Православная Церковь подвергается на Украине невиданному преследованию и насилию

Представители Русской Православной Церкви поздравили Патриарха Иерусалимского Феофила с тезоименитством

Состоялось отпевание и погребение Святейшего Патриарха Болгарского Неофита

Начальник Русской духовной миссии сослужил Патриарху Иерусалимскому Феофилу в день его тезоименитства