Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Люберецкий Серафим: «Приглашаю друзей, и не только в "Фейсбук"»

Епископ Люберецкий Серафим: «Приглашаю друзей, и не только в 'Фейсбук'»
Версия для печати
1 сентября 2017 г. 15:20

Новый глава Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим ― самый молодой архиерей Русской Православной Церкви. В интервью «Православной Москве» владыка рассуждает, кого в наши дни можно считать молодыми людьми и как работать с ними на самых разных площадках ― от социальных сетей до общероссийских форумов.

Отдел по дружбе

― Владыка, для начала попробуем разобраться, кого сегодня можно называть молодым человеком. В России к молодежи чаще всего принято относить людей в возрасте до 35 лет. Вы, кстати, тоже соответствуете данному критерию. Но зачастую на приходах верующие, церковные люди к этому рубежу подходят уже многодетными родителями…

― Полагаю, при выстраивании молодежной работы ­следует придерживаться выработанных психологами и социологами категорий. Соответственно, 35 лет ― порог, когда заканчивается молодость, по крайней мере, основная ее стадия, и начинается зрелая жизнь. На мой взгляд, к 30 годам у человека формируются мировоззрение и основные взгляды. До этого возраста что-то в жизни может меняться, иногда и кардинально. Это время накопления начального «жизненного капитала», тот период, когда каждый человек должен взять старт и стремительно пойти вперед. Следующие пять лет ― уже некий показательный рубеж. Если ты к этому моменту чего-то в жизни достиг, у тебя есть основа для дальнейшего личностного, социального, интеллектуального, творческого развития. Если же к данному рубежу ты подошел без каких-либо ­существенных показателей в образовании, трудовой деятельности и т.д. ― это тревожный сигнал, который может сви­де­тельствовать, что все предыдущее время потрачено впустую; не сделано того, что нужно для нормальной жизни и развития.

В общем, считаю, что молодежный возраст начинается с момента окончания школы, в 17 лет, а заканчивается между 30 и 35 годами.

― Возглавляемое вами синодальное учреждение в «православной тусовке» в шутку называют «отделом по борьбе с молодежью»…

― Мне не очень нравятся такие слова, как «тусовка», они режут слух. В школе у меня были замечательные талантливые педагоги по русскому языку, литературе, риторике, которые с детства привили мне любовь к русскому литературному языку, к тому, чтобы говорить правильно. За это я им очень благодарен. Поэтому я почти не использую сленговых выражений, сознательно избегая их, хотя, как вы отметили, еще вполне отношусь к молодежной категории. Что касается упомянутой вами шутки, хотел бы предложить православному сообществу рестарт и новый нарратив, соответствующий моей внутренней установке: «отдел по дружбе с молодежью».

Сленг vs классика

― Сегодня язык ― вопрос крайне насущный. На каком языке разговаривать с паствой, особенно молодой или даже юной?

― Задача церковной молодежной миссии ― свидетельствовать молодым людям о Боге, о красоте духовной жизни на понятном языке и в доступных им категориях. Нельзя говорить с молодежью на языке XVIII или XIX века. Евангелие, принципы христианской жизни нужно доносить до молодого человека в актуальных формах, стараясь делать так, чтобы наш посыл доходил до его сердца и разума. Причем церковное обращение к молодежи должно быть не только или, точнее, не столько на языке слов, сколько на языке дел, искренней пастырской открытости и расположения. Чем ближе пастырь к молодым людям, чем больше времени им уделяет, тем результативнее его служение.

Вместе с тем священник не должен действовать в угоду постоянно меняющимся трендам и уж тем более опускаться до уровня грубого уличного дискурса. Мне совершенно непонятно, когда некоторые священнослужители, считающиеся популярными пастырями, с церковного амвона или посредством телекоммуникационных средств обращаются к людям в таких формах и с такой лексикой, какие не соответствуют не только священному сану, но и вообще нормам приличия. Меня это огорчает и даже пугает.

― Многое из описанного вами происходит в социальных сетях. Да и молодежь общается в основном при их помощи. А какими соцсетями пользуетесь лично вы ― для общения, работы, миссии?

― К сожалению, сейчас живое общение, разговор лицом к лицу, очные встречи все чаще оттесняются на второй план. На первое место выходят интернет-коммуникации. С одной стороны, это очень удобно: ты всегда можешь находиться в контакте со своими друзьями и коллегами, поддерживать связь с теми, с кем ты когда-то учился, работал, так или иначе был связан. С другой стороны, соцсети ― одновременно пространство, где происходит борьба за умы людей, и прежде всего молодежи. Как мы прекрасно понимаем, любая информация может использоваться и во благо, и во вред. Информационные потоки могут служить духовному, культурному, интеллектуальному развитию молодого человека, а могут способствовать его отуплению, деградации и порабощению. Особое значение в этом отношении имеют трактовка и оценка, с которыми преподносится информация в интернете. Чтобы не попасть под чье-либо влияние, молодому человеку важно самому научиться анализировать получаемую информацию и делать правильные выводы. Для этого нужно стараться больше читать хорошей литературы ― научной, духовной, классической. В детстве взрослые нам говорили: «Меньше смотри телевизор, больше читай книг». Сегодня этот тезис не потерял своей актуальности, только телевизор в нем следует заменить интернетом.

Церковное присутствие в соцсетях довольно востребовано. Первостепенная задача в этом направлении заключается в создании позитивного православного контента, представляющего интересные сведения о жизни Церкви, актуальные новости, наш взгляд на происходящие события. Лично у меня нет возможности проводить много времени в соцсетях. В свободное время я погружаюсь в мир чтения, изучаю исторические источники, занимаюсь исследовательской работой. У меня есть аккаунт на «Фейсбуке», который изначально существовал исключительно для поддержания связи с друзьями и знакомыми, с моими одноклассниками по школе, сокурсниками по университету, семинарии и академии. Однако теперь я таким образом осуществляю связь с гораздо более широким кругом людей, в том числе со священниками и мирянами, занимающимися молодежной работой в епархиях и на приходах. Особо значимо для меня общение с самой молодежью: непосредственный контакт очень важен!

На языке дел

― А какими практическими проектами сейчас занимается отдел? Поделитесь «творческими планами» на ближайшее будущее!

― Этот вопрос мне задают довольно часто, однако мой ответ будет достаточно простым. Чтобы привлечь молодежь в Церковь, пастыри всего-навсего должны быть максимально доступны и открыты по отношению к молодым людям, уделять им свое время. От занимающихся молодежной работой священнослужителей вовсе не требуется что-то невероятное. Необходимо чаще встречаться и общаться с молодыми людьми: вместе молиться, читать и обсуждать Священное Писание, играть в спортивные игры, ходить в кино, проводить паломнические поездки, квесты, делать добрые дела и т.д. Кстати, все это можно организовывать и при помощи соцсетей. Молодежи нужно внимание и простое общение! А для этого совсем не требуются какие-то новые методики и алгоритмы. Да и невозможно придумать некие инструкции, которые бы удесным образом сделали все за архиереев и священников. Нужно желание пастырей быть с молодыми людьми, общаться с ними, посвящать им время и усилия!

Это опыт всех христианских конфессий. Например, в прошлом году в составе официальной делегации Русской Православной Церкви я был на Всемирных днях молодежи в Кракове. Замечательный христианский молодежный форум, на который собрались два миллиона верующих со всего мира. И что мы увидели в его центре? Литургию и открытое общение молодых людей с иерархами и священниками. Пастыри были вместе со своей молодежной паствой. Главное ― быть искренними в этом общении, не допускать фальши, которая не останется незамеченной молодыми людьми.

Если говорить о каких-то «творческих планах», мне представляется необходимым ежегодное проведение в каждой епархии съездов православной молодежи. Подобные съезды в некоторых епархиях уже проходят, и довольно успешно, будучи живым свидетельством православной веры. Вместе с тем это очень хороший критерий молодежной работы. Ведь чтобы собрать съезд, нужно работать с молодыми людьми в течение всего года, иначе никто на это мероприятие не соберется. Кроме того, это позволит раз в три-четыре года проводить общецерковные съезды православной молодежи.

― Предположим, наше интервью прочитает молодой человек, у которого по той или иной причине поблизости нет прихода, где бы велась та работа, о которой вы говорите. Но он хочет быть полезным, хочет служить общему делу, возможно, желает найти друзей в Церкви. Что вы ему посоветуете?

― Пусть приходит в Синодальный молодежный отдел на Крутицкое подворье и добавляется ко мне в друзья на «Фейсбуке»!

Пелагея Тюренкова

«Православная Москва»/Патриархия.ru

Материалы по теме

При поддержке Синодального отдела по социальному служению под Екатеринбургом состоялся слет православных трезвенников

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом молодежного форума «ДоброЛето» близ Сергиева Посада

Святейший Патриарх Кирилл посетил молодежный форум «ДоброЛето. Территория веры» близ Сергиева Посада

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством организовал очередной Евразийский форум казачьей молодежи

Священный Синод утвердил документ «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры»

Председателем Синодального отдела по делам молодежи назначен епископ Петергофский Серафим

При участии Синодального отдела по делам молодежи в столице прошел фестиваль «Светлая Москва»

При участии Синодального отдела по делам молодежи в столице состоится фестиваль «Светлая Москва»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Молимся, чтобы Господь помог нам уврачевать сообща язвы, наносимые Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: События на Украине свидетельствуют о нежизнеспособности структуры, созданной Патриархом Варфоломеем

Митрополит Волоколамский Иларион: Школьники должны знать Библию, Тору и Коран хотя бы как выдающиеся литературные произведения

Митрополит Волоколамский Иларион: Помочь наркозависимому — моральное право и моральный долг священника

Митрополит Волоколамский Иларион: Единство нашей Церкви мы унаследовали от предков и хотим передать потомкам

Магистерская программа «Христианские источники». Интервью ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона

Митрополит Волоколамский Иларион: Храм — не только место совершения богослужений, но и центр социальной работы, общения прихожан

Интервью митрополита Волоколамского Илариона Швейцарскому католическому информационному агентству

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь никогда не забывает о прошлом

Митрополит Волоколамский Иларион: Тупиковых ситуаций в истории Церкви не бывает