Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском соборе Ташкента

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском соборе Ташкента
Версия для печати
1 октября 2017 г. 22:55

1 октября 2017 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе в Ташкенте. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресенье называется неделей после Воздвижения, и в этот день мы продолжаем вспоминать крестные страдания Спасителя. За богослужением читается отрывок из Евангелия от Марка, в котором содержатся самые, может быть, пронзительные слова Нового Завета. Нам они относительно понятны, потому что крестная жертва Спасителя уже совершилась, Христос воскрес, излилась благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, и вот уже 2000 лет Церковь живет в истории. Но как же, наверное, трудно было понять смысл этих слов тем, кому они были обращены! А слова такие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34).

Крест был символом самого страшного страдания. На кресте распинали римские завоеватели, поэтому смерть на кресте была не только мучительной, но и позорной. Не было ничего более страшного, чем крест. Но именно о кресте Господь говорит своим слушателям, тем самым иудеям, которые никак не могли принять послание о кресте — в силу своего жизненного опыта, своих взглядов, как религиозных, так и политических.

А еще Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». Тоже странно — что значит «отвернуться себя»? Как человек может отвернуться себя? Человек устроен так, будто является центром вселенной: все вокруг него, у него нет другого видения мира, как только через самого себя. Наше зрение, наш разум, наш слух — это то, что принадлежит нам. Через эти органы чувств мы видим мир. Через разум мы познаем мир. Не было бы разума. не было бы слуха, не было бы зрения — не было бы для нас и мира. Как же можно отвергнуться себя? Но Господь говорит эти удивительные слова. Конечно, они не всеми были поняты, но их смысл был раскрыт самой крестной жертвой Спасителя, — когда стало ясно, что именно через страдания, через крест Господь очищает род человеческий от греховной скверны.

Не каждое страдание есть крест. Например, если человек, который злоупотребляет алкоголем, в состоянии алкогольного опьянения садится за руль и кого-то убивает, после чего оказывается в тюрьме, то это не крест — это просто наказание за беззаконие и за распущенность. Тот, с кем это произошло, сам навлек на себя беду. Крест возлагается на человека свыше. Почему? Да потому что, преодолевая скорби и страдания, мы мобилизуем все свои силы, и каждый это знает. Если человек заболел, он старается всеми силами вылечиться. Если он попал не по своей вине в тяжкие жизненные обстоятельства, он стремится них вырваться. Страдания являются огромным вызовом для человека, и, реагируя на них, человек мобилизует все свои внутренние силы и непременно меняется к лучшему, если хочет эти скорби преодолеть.

Может, кто-то усомнится в этом и скажет: «Человек может возвышаться через образование, через науку, делая карьеру». Внешне, но не внутренне! Чтобы человек стал внутренне сильным, ему нужно пройти через жизненные испытания. А без этих испытаний он не будет обладать собственным жизненным опытом, он не сформируется как личность — сильная, мудрая, способная работать над самим собой. Вот поэтому Господь и говорит: отвергнитесь себя, то есть меньше служите своему собственному «я», следуйте за Мной, примите Мою волю в свою жизнь, возьмите на себя крест, — чтобы через преодоление скорби возрастать духом.

Эта великая идея опознается не только в религиозном опыте, не только через Церковь и благочестие, через слышание слова Божиего, — эта идея опознается и через человеческий опыт. Мы знаем: если человек с легкостью прошел свой жизненный путь, если у него все было благополучно — родился в богатой семье, был здоров, счастлив, сделал карьеру и никогда не преодолевал скорби, возложенные на него свыше, — то такой человек не имеет мудрости и внутренней силы.

Но преодоление скорбей, несение креста имеет еще и спасительную силу. Как замечательно сказал святитель Феофан Затворник, Сам Христос был Крестоносителем, а потому все, кто хочет идти за Ним, тоже должны нести крест. Через этот крест мы спасаемся, подобно тому, как человек спасается через крест, принесенный Христом, через Его жертву, через искупление грехов рода человеческого.

Величайшая премудрость заложена в этот символ спасения — в крест Христов. И нам нужно стараться принимать возлагаемые нас свыше кресты с доверием Господу — никогда, ни в коем случае не роптать, никогда не опускать руки, не сдаваться перед трудными обстоятельствами, но, вспоминая крест Христов, мужественно идти по жизни, зная, что крест когда-нибудь с тебя будет снят.

А снимается крест в ответ на наши усилия, на нашу веру, на наше доверие к Богу. Каждый человек проходит через скорби, в каком бы обществе, в каком бы государстве он ни жил. Люди старшего и среднего поколений, жившие в Советском Союзе, помнят, как нас учили, что наступит коммунизм — светлое будущее, счастливая жизнь, когда каждый будет иметь все, что нужно по его потребностям. Но не могли тогдашние философы и политики ответить на простой вопрос: а как же быть со страданиями? Они тоже уйдут? Об этом старались не говорить, как старались не говорить о смерти. Но и смерть, и страдание ― это часть человеческого бытия. Нет человека, который бы не проходил через страдания, и христианское послание помогает людям решать самую, может быть, сложную задачу ― задачу преодоления скорби и страданий в своей жизни.

Вот почему для нас Крест Христов ― это не символ казни, не символ гибели, а символ спасения. И силой крестной мы способны побеждать тяжкие обстоятельства нашей жизни, духовно расти, а значит, следовать за Христом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл: «Эсхатологическое призвание Церкви заключается в том, чтобы не допустить смешения правды с ложью»

Патриарший визит на Соловки. Литургия в Соловецком монастыре

В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря [Патриарх : Проповеди]

Заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа впервые прошло в дистанционном формате

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Э.Ш. Рахмону с переизбранием на пост Президента Республики Таджикистан [Патриарх : Приветствия и обращения]

Обращение епископа Бишкекского Даниила к гражданам Кыргызской Республики [Приветствия и обращения]

В Церкви с учетом последствий пандемии продолжается активная помощь малоимущим, бездомным, пожилым и людям с инвалидностью. Информационная сводка от 29 сентября 2020 года [Статья]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Александро-Невском скиту

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Илиинском храме в Северном Бутове г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

Патриаршая проповедь после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре