Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово митрополита Волоколамского Илариона на торжественном приеме в честь 500-летия Реформации

Слово митрополита Волоколамского Илариона на торжественном приеме в честь 500-летия Реформации
Версия для печати
1 ноября 2017 г. 09:51

31 октября 2017 года в Доме Пашкова в Москве состоялся торжественный прием в честь 500-летия Реформации. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Досточтимый Архиепископ Дитрих Брауэр!

Уважаемые участники торжественного приема!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично хотел бы сердечно поздравить российских протестантов со знаменательной для них датой ― 500-летием Реформации.

Скажу сразу: для нас, православных, эта дата ― не повод радоваться и торжествовать, так же как нам не пришло бы в голову праздновать годовщину «великого раскола» 1054 года. Тогда мировое христианство разделилось на две части ― восточную и западную. В 1517 году произошел еще один раскол ― теперь уже внутри Западной Церкви, когда от нее отделилась значительная группа верующих под предводительством Мартина Лютера.

Всякий раскол наносит урон христианскому единству, и всякая реформация, если она разделяет верующих на враждующие лагеря, противна духу Христова учения. Для многих стран Европы последствия Реформации были весьма плачевными: это и многочисленные человеческие жертвы, и поруганные святыни, и разбитые витражи, и низвергнутые статуи святых.

Однако сегодня не тот день, когда следует вспоминать трагические страницы истории. Сегодня уместно задуматься о том, что внесла протестантская традиция в сокровищницу мирового христианства и мировой культуры. И окажется, что ее вклад был и остается весьма значительным.

Напомню о том, что лютеранином был величайший композитор всех времен ― Иоганн Себастьян Бах. Один известный современный богослов, на склоне лет обратившийся из лютеранства в Православие, в своей книге «Бах как богослов» высказал мнение о том, что, если бы все поэтические сочинения Лютера были почему-либо сегодня утрачены, их без труда можно было бы восстановить по баховским партитурам. Действительно, Бах положил на музыку большинство церковных гимнов Лютера. Именно эти гимны легли в основу той церковной традиции, которую с таким усердием созидали лютеране времен Баха. И сам Бах был частью этого созидательного процесса.

Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как носителях церковной Традиции, а о протестантах — как о представителях либерального, облегченного, полуцерковного христианства. В эпоху Лютера дело обстояло совсем не так. Лютеранство исторически возникло как реакция на те недостатки средневековой Католической церкви, которые воспринимались как искажение первоначальной чистоты, строгости и ясности христианской веры и церковной практики. Главным стремлением лютеран было возвратить христианство к тому, что они считали изначальной Традицией, восходящей к первым векам христианства. По многим причинам сделать это им не удалось. Но была огромная тяга к традиционному христианству, к истинному христианству, к тому христианству, которое, как считал Лютер и его последователи, было утрачено в средневековом католичестве. И лютеране создали свою традицию, которой строго придерживались на протяжении нескольких веков.

В лоне лютеранской традиции трудились выдающиеся богословы, чьими писаниями зачитывались и православные, и католики. Достаточно вспомнить о том, что одной из настольных книг святителя Тихона Задонского, жившего в XVIII веке, было «Истинное христианство» Иоганна Арндта (эта же книга стояла на почетном месте в домашней библиотеке Баха). О том, как высоко святитель Тихон ценил эту книгу, свидетельствует одно из его писем, где он советует: «После Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться». В подражание Арндту святитель написал свой собственный труд ― «Об истинном христианстве».

Хотел бы отдельно остановиться на опыте ХХ века, ставшего для многих христианских общин веком мученичества и исповедничества. В этом году мы отмечаем страшную дату ― 100-летие кровавой октябрьской революции, положившей начало массовым гонениям на Церковь в России. Жертвами этих гонений были не только православные, но и католики, и протестанты. Напомню, что, когда была расстреляна Царская семья, вместе с ней в подвале Ипатьевского дома погибли и несколько близких людей, среди которых был католик, полковник царской армии Алоизий Трупп. А спустя несколько недель была расстреляна гофлектриса императрицы лютеранка Елизавета Шнейдер. И на Бутовском полигоне наряду с православными расстреливали христиан иных конфессий, а также верующих других религий.

Христианство подвергалось гонениям, правда, далеко не столь массовым и кровавым, и в гитлеровской Германии. Одной из жертв этих гонений стал протестантский пастор Дитрих Бонхёффер, повешенный за месяц до окончания войны в нацистском концлагере Флоссенбург. Труды этого выдающегося богослова ХХ века сегодня вдохновляют миллионы христиан разных конфессий.

Можно было бы привести много других примеров, свидетельствующих о значительном вкладе лютеран в общую сокровищницу христианского духовного и культурного наследия.

Сегодня протестантский мир переживает нелегкое время. Некоторые общины Севера и Запада встали на путь либерализации богословского и нравственного учения, объявили нормой то, что в Священном Писании обозначается как грех, ввели под влиянием секулярной идеологии ритуал «благословения» однополых союзов и многие другие новшества. Однако значительная часть протестантов ― и к ней относится абсолютное большинство протестантских общин России ― продолжает стоять на традиционных позициях в нравственных вопросах. И мы в Русской Православной Церкви очень надеемся на то, что эта позиция останется непоколебимой. Если уж следовать принципу «только Писание», то ему надо следовать во всем, в том числе и в тех вопросах, по которым современный секулярный мир занял иную позицию.

Дорогие друзья, будем помнить о том, что, несмотря на все наши разногласия, нас, православных и протестантов, объединяет вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Будем стараться в нашей повседневной жизни следовать Евангелию ― тому завету, который Господь Иисус Христос оставил Своим ученикам на все времена.

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», — говорит Священное Писание (Евр. 13:8). Времена меняются, мода меняется, различные философские и мировоззренческие течения возникают и исчезают, а Христос и Его учение остаются непреложными. И это та основа, на которой мы призваны строить свою жизнь и свое свидетельство.

Позвольте мне пожелать благословенных успехов всем российским протестантам, а нашему общему дому ― многонациональной великой России ― мира и процветания.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель ОВЦС провел переговоры с главой Евангелической церкви в Германии

Русская Православная Церковь и Евангелическая церковь в Германии проводят совместную конференцию, посвященную теме «Мученики, мученичество, христианское свидетельство»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство» [Статья]

Представитель Русской Православной Церкви обсудил с сиро-яковитским иерархом гуманитарную ситуацию с сирийскими беженцами в долине Бекаа

Епископ Наро-Фоминский Иоанн принял участие в приеме для дипломатического корпуса ООН, организованном в поддержку мигрантов и беженцев

Председатель ОВЦС встретился с апостольским нунцием в Японии

Поздравление Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Патриарху Коптскому Тавадросу II с 65-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Представители Русской Православной Церкви участвовали в работе конференции «Религия в современном мире: культура и практика»

Председатель ОВЦС посетил школу при российском посольстве в Рабате

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с министром хабусов и исламских дел Марокко

В Рабате прошел круглый стол, посвященный соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников в Африке и Юго-Западной Азии

Другие статьи

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство»

Слово митрополита Волоколамского Илариона на торжественном приеме в честь 500-летия Реформации

Выступление председателя ОВЦС на международной конференции «В поиске подходящих ответов на кризис, который долго не хотели признавать»

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Христианское будущее Европы»

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на V пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета

Соболезнования в связи с трагедией в метрополитене Санкт-Петербурга

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ России и Италии

Слово митрополита Волоколамского Илариона на встрече в честь первой годовщины Гаванской встречи (Фрибург, 12 февраля 2017 года)

Нарушение религиозных прав и свобод: нетерпимость, дискриминация и преследование