Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Учебный комитет провел вебинар, посвященный вопросам организации и дальнейшего развития магистратур в высших духовных учебных заведениях

Учебный комитет провел вебинар, посвященный вопросам организации и дальнейшего развития магистратур в высших духовных учебных заведениях
Версия для печати
30 ноября 2017 г. 14:57

28 ноября 2017 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел вебинар «Анализ имеющихся профилей магистратуры и определение перспектив и приоритетов дальнейшего развития». В работе вебинара приняли участие более 40 участников ― представители семинарий, специалисты и сотрудники Учебного комитета. 26 участников работали дистанционно.

Вебинар открыл председатель Учебного комитета, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Владыка привел статистику по магистратурам в высших духовных учебных заведениях. Сегодня они есть в 15 духовных учебных заведениях, включая Минскую духовную академию и богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Всего реализуется 33 магистерские программы (в различных духовных учебных заведениях ― от 1 до 7).

Чаще всего магистратуры реализуют богословский профиль (11), на втором месте (9) ― исторический профиль. Церковно-практический профиль реализуется в 6 магистратурах, профиль «Библеистика» ― в 3, «Церковь и государство» ― в 2, еще три профиля реализуются по другим направлениям.

Владыка Евгений отметил, что церковно-исторический профиль ― «один из самых легких путей открытия магистратуры», тем более что есть необходимость «исследования и богословского осмысления новейшей истории (новомученичества), а также переосмысления более ранних периодов». Архиепископ Евгений отметил, что «эти исследования должны проводиться на высоком уровне и не превращаться в тиражирование общеизвестных истин или мелкие краеведческие исследования». Кроме того, это направление магистратуры не должно доминировать над богословским и церковно-практическим.

Председатель Учебного комитета подчеркнул, что в магистратуре нет и не может быть единого учебного плана, однако «необходимо определить примерный общий объем знаний и набор компетенций выпускников на выходе ― чтобы он был не ниже определенного уровня». Для этого необходимо создать из представителей высших духовных учебных заведений и сотрудников Учебного комитета рабочую группу по выработке нормативных актов, регулирующих все стороны функционирования магистратуры.

В своем сообщении владыка отметил, что на 90% магистратура ― это научное руководство. Следовательно, «в центр образования выходит фигура преподавателя, а целью становится его профессиональная квалификация». Отсюда возникает насущная необходимость воспитания кадров, повышения квалификации преподавателей, воспитания молодых исследователей, в целом стоит задача создания богословских научных школ.

«Сегодня, когда уже по большей части в высших духовных учебных заведениях приведена в порядок материальная часть, повсеместно внедряется штатно-окладная система оплаты труда преподавателей, следующие инвестиции должны быть направлены на воспитание и поддержку наиболее перспективных ученых, которые будут способны передать свой личный опыт студентам и открыть им двери в богословскую науку», ― сказал председатель Учебного комитета.

Для улучшения взаимодействия учебных заведений владыка Евгений предложил сформировать единую базу контактов по магистратурам.

Специалист Учебного комитета по координации научной деятельности высших духовных учебных заведений Д.В. Макаров выступил с сообщением «Кадровый вопрос и вопрос о финансировании научных исследований». В своем выступлении он представил требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 48.04.01 в связи с грядущей государственной аккредитацией и разъяснил, какие требования предъявляются к кадровым условиям реализации магистерских программ (пункт 7.2), а также коснулся вопросов финансирования научных исследований (пункт 7.1.10).

Согласно пункту 7.2.2, преподаватели должны иметь образование по профилю преподаваемой им дисциплины (не ниже специалиста или магистра). Повышение квалификации не учитывается, зато засчитывается прохождение профессиональной переподготовки (от 250 часов).

Доля преподавателей со степенью (пункт 7.2.3) должна составлять 70% для профилей магистратуры с научно-исследовательским и научно-педагогическим видами деятельности.

10% работников (по ставкам) должны быть из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (для программы магистратуры, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников). 20% ― в том случае, если магистратура ориентирована на организационно-управленческий или консультационно-экспертный вид профессиональной деятельности выпускников. Стаж работы должен быть не менее трех лет. Таким образом, руководителем семинарии должен быть правящий архиерей или руководитель синодального отдела, настоятель прихода; работниками семинарии ― клирики, сотрудники епархиальных отделов.

Научный руководитель магистратуры должен быть штатным сотрудником высшего духовного учебного заведения, иметь ученую степень (признаются богословские степени), осуществлять самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты по направлению подготовки и иметь ежегодные публикации в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах (ВАК, РИНЦ) и изданиях, также ежегодно участвовать в международных и всероссийских конференциях. Данные о журналах РИНЦ есть на сайте https://elibrary.ru/, перечень ВАК ― по адресу http://vak.ed.gov.ru/87.

Также Д.В. Макаров рассказал о требованиях к научным работникам высших духовных учебных заведений (ст. 50 Закона об образовании РФ). Он подчеркнул, что в организации, которая реализует программы магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен быть не меньше аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации. Узнать величину аналогичного показателя мониторинга можно на сайте Главного информационно-вычислительного центра Минобрнауки.

В заключение докладчик рассказал об основных источниках финансирования научной деятельности вуза. Это внешние средства (гранты), хозрасчет (заказы на научные исследования со стороны епархий, православных общественных организаций, НКО, частных предпринимателей), внутренние средства учебного заведения (нужно создать научное подразделение, работники которого пройдут конкурс и будут выполнять научную работу в соответствии с принятым планом), а также часть преподавательской нагрузки (т.е. часть часов отводится на научную работу). «Лучший вариант ― когда финансирование идет за счет первых двух пунктов», ― отметил Д.В. Макаров.

Специалист департамента теологического образования Учебного комитета М.В. Таланкина представила новый стандарт по теологии ФГОС 3++.

Согласно сведениям на 15 ноября 2017 года, в течение 2017/18 учебного года ожидается принятие новой версии стандарта по теологии. Главная особенность новой версии стандарта состоит в том, что к нему будет прилагаться сопроводительный документ «Примерная основная образовательная программа». Таким образом, если нынешние ФГОСы описывают только результаты обучения, то в указанную программу также войдет обобщенное описание содержания образования.

Другая особенность, касающаяся только ФГОС3++ по теологии, ― указание так называемого конфессионального типа образовательной программы. Вуз должен будет зафиксировать в документах, какая именно теология преподается (православная, исламская, иудейская). Это позволит использовать в учебных планах устоявшуюся терминологию и уйти от обобщающих терминов, которые неизбежны, когда конфессионального разделения нет. В качестве примера М.В. Таланкина представила участникам вебинара материалы по магистерскому профилю «Библеистика».

Специалист Учебного комитета по лицензированию и аккредитации Т.Н. Меньшова сделала сообщение о Президентских грантах. Она рассказала об истории грантов, условиях получения грантовой поддержки, некоторых нюансах заполнения заявок на грант и составления отчетности. Также Т.Н. Меньшова обратила внимание слушателей на то, что необходимо четко представлять соотношение эффективности гранта и сил и времени, которые будут на него затрачены. Докладчик коснулась основных моментов при получении гранта: грантополучатель не может менять тему заявки, а грантодатель ― выделенную на грант сумму (в настоящее время выделяется та сумма, которая запрашивается), для получения следующего транша в обязательном порядке необходимо отчитаться за предыдущий.

Своим опытом получения грантовой поддержки поделились проректор по общим вопросам Оренбургской духовной семинарии протоиерей Вадим Татусь и декан богословско-пастырского факультета, заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Омской духовной семинарии протоиерей Дмитрий Олихов.

В завершение вебинара первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов напомнил о предложении архиепископа Евгения по итогам собрания сформировать рабочую группу по разработке нормативной документации и общих параметров для магистратур духовных учебных заведений, а также планов дальнейшего развития магистратур. Предложение было принято единогласно.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Эстонии состоялись VI Пюхтицкие чтения

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством состоялся вебинар, посвященный реализации программы «Православные истоки казачества» в воскресных школах

В Москве состоялась конференция «Святитель Филарет и его роль в создании женских духовных общин»

В Саранске прошел III Межрегиональный форум для руководителей православного молодежного движения Приволжского федерального округа «Пересвет»

Курсы для руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством прошли в Общецерковной аспирантуре и докторантуре

Семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством открылся в Общецерковной аспирантуре

В Венеции прошли II Кирилло-Мефодиевские чтения

100-летию трагических событий в жизни Санкт-Петербургской духовной академии посвящены круглый стол и фотовыставка