Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Аввакума пророка книга

Версия для печати

(евр. habaqquq; греч. Ambakoum), в Ветхом Завете — 8-я книга из числа 12 малых пророков. Автор — пророк из Иудеи. Традиционная экзегеза связывает значение его имени с еврейским глаголом «обнимать», современные исследователи — с аккадским названием садового растения. Достоверных сведений о жизни пророка не сохранилось. В греческой легенде о Виле и драконе (LXX) указывается, что он был сыном левита Иисуса и современником пророка Даниила (см. Дан 14. 33–39). Согласно Житиям пророков (I в.), он происходил из колена Симеонова. На основании Авв 1. 6, время его жизни определяется от правления царя Иосии (640–609) до царей Иоакима и его сына Иехонии (598).

Датировка книги колеблется от времени вторжения в Иудею вавилонского царя Синаххериба (VIII в. до Р. Х.) до походов Александра Македонского (IV в. до Р. Х.). Упоминание «стражи» в Авв 2. 1, литературная форма А. и проч., возможно, указывают на связь с храмовым культом.

Текст А. в масоретской версии, вероятно, поврежден. Таргум Ионафана предполагает существование домасоретского варианта. Рукописная традиция достаточно сложна и противоречива. Кумранская версия 1QpHab (I в. до Р. Х.) не содержит 3-й главы А.; в арамейском свитке из Вади-Мураббаат (II в.) есть только Авв 1. 3–2. 11 и 2. 18–3. 19; в греческой версии из Нахал-Хевера (ок. 135 г.) — Авв 1. 5–11; 1. 14–2. 8; 2. 13–20; 3. 9–15.

Состав книги: диалог пророка с Богом (1. 1–2. 5), связанный с ним ряд обличений (2. 5–20), псалом «Молитва Аввакума» (3-я глава). Книга рассматривается либо как частное изложение пророческого видения, либо как сборник, составленный в культовых целях. Язык и богословие А. говорят в пользу ее литературной целостности.

Содержание. В центре А. — проблема теодицеи. В книге предсказывается нашествие халдеев, приводится плач о страдании праведных, обличаются неправедные, изображается пришествие Господа как Мужа брани, которое традиционно толкуется как пророчество о Боговоплощении Иисуса Христа. Стих Авв 2. 4 играет важную роль в христианском богословии. 3-я глава А. используется в богослужении в качестве библейской песни.