Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Деньги на крови, или еще раз о беспредельности кощунства

Версия для печати
4 октября 2005 г. 12:49

Похоже, что серьезное внимание правоохранительных органов и общественности к деструктивной деятельности сект могут привлечь только события из ряда вон выходящие. Так было с «Аум Синрике», открыть глаза на сущность которой помогла лишь газовая атака в токийском метро, организованная ее последователями. Так было с «Белым братством», следствие по деяниям которого началось лишь после безобразий, учиненных членами секты в Соборе Святой Софии в Киеве. Так развиваются события и в случае со скандальными действиями секты Григория Грабового по отношению к общественному объединению «Матери Беслана».

На минувшей неделе средства массовой информации в который раз обратились к данной теме. Это связано не только с недавней годовщиной бесланской трагедии, но и с сенсационным заявлением некоторых матерей, являющихся членами объединения. Развитие ситуации комментировали журналисты «Известий» Д. Соколов-Митрич и Мадина Шавлохова: «История с сектой Григория Грабового, в которую в прошлую пятницу вступили 11 человек из комитета «Матери Беслана», начинает обрастать фантасмагорическими подробностями. Во вторник Грабовой дал в гостинице «Звездная» совместную пресс-конференцию с председателем комитета «Матери Беслана» Сусанной Дудиевой. Он заявил журналистам, что действительно умеет воскрешать людей. Более того, он сообщил, что уже заключил с несколькими матерями из Беслана письменные договоры, согласно которым он обязуется воскресить погибших в теракте детей в течение ближайшего времени».

Напомним, что в сентябре 15 женщин из комитета «Матери Беслана» во главе с его председателем Сусанной Дудиевой отправились в Москву по приглашению сектанта Григория Грабового, который обещает воскрешение их умерших детей. За оживление погибших при штурме  Грабовой предлагает матерям заплатить ему по 39,5 тысяч рублей. Цинизм этого обещания настолько очевиден, что вызывает всеобщее возмущение в обществе и средствах массовой информации.

Скандалу уже около года, поскольку первые предложения по воскрешению погибших были сделаны последователями Григория Грабового почти сразу после трагедии. В течение этого времени в прессе появилось несколько публикаций, отслеживающих развитие событий вокруг Беслана отнюдь не в политическом ключе. Корреспондент «Известий» Д. Соколов-Митрич опубликовал ряд критических статей по этому поводу, направленность которых можно выразить словами, сказанными им в интервью ИА REGNUM: «Такие люди, как Грабовой, должны понять и почувствовать, что они живут не в виртуальном пространстве, в котором нет меры цинизму, а рядом с другими людьми, которым их поступки могут показаться омерзительными».

23 сентября состоялась встреча епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана с представительницами «Ассоциации жертв террористических актов «Матери Беслана», на которой присутствовавшие пришли к мнению, что «такого рода эксплуатация горя людей выходит за рамки нравственности и требует правовой оценки».

Как стала возможна ситуация, когда 11 членов комитета «Матери Беслана» объявляют себя последователями «учения Грабового»? Приходится говорить о вопиющей аморальности «учителя», эксплуатирующего невыносимое материнское горе. Рита Седакова, потерявшая в те страшные дни единственную дочь, в своем выступлении на «съезде» говорила: «Мы живем лишь верою в чудо, что наши дети вернутся к нам. Мы каждое третье число каждого месяца ждем, что вот-вот что-то произойдет. А во время годовщины трагедии мы все три траурных дня думали только об одном: не может быть, чтобы мы не стали свидетелями чуда».

Налицо искусственно формируемый массовый психоз, непредсказуемое развитие которого начинается после самого «воскрешения». Согласно заявлениям Грабового, он воскресил уже многих. Но... они ожили в другом облике или в другой стране, или в «тонком мире». А верхом цинизма является следующий вариант: с умершим установлен контакт, но он не желает возвращаться в наш мир. Деньги при этом не возвращаются.

Это технология обмана в конкретной секте. Примечательно, что Грабовой начинал свою деятельность «рядовым народным целителем», а недавно объявил себя Господом Иисусом Христом во втором пришествии. Природу его кощунственных действий и заявлений исследователи определяют по-разному. Но как бы то ни было, является ли он крайне циничным финансовым махинатором или человеком с поврежденной психикой, душевно больным (чем в подавляющем большинстве случаев заканчивают свою карьеру «нетрадиционные целители» и их пациенты), масштаб его деятельности приобретает угрожающий размах.

Отрадно, что большинство матерей осознают всю ненормальность случившегося и это отражено в их заявлении в прокуратуру. Интерфакс опубликовал его 27 сентября: «Просим Вас проверить законность деятельности Григория Грабового и привлечь его к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Циничные обещания сектанта воскресить погибших в результате террористического акта в Беслане являются кощунством по отношению ко всем жертвам этой страшной трагедии. Действия Григория Грабового следует расценивать как мошенничество, спекуляцию на чувствах женщин, потерявших своих близких. Мы считаем, что на женщин, переживших страшную трагедию и потерявших детей, было оказано серьезное психологическое воздействие, что и послужило причиной обращения наших соратниц в сектантство».

Скорее всего, эта история, получившая огромный общественный резонанс, ввиду ее крайней одиозности, будет адекватно оценена правоохранительными органами, и по результатам этого будут приняты соответствующие меры. Но как быть с десятками тоталитарных сект, деятельность которых не стала предметом внимания общественности? Не секрет, что на территории России действуют несколько сект, запрещенных в разных странах мира после многочисленных судебных разбирательств. Все они чрезвычайно опасны, но несовершенство нашего законодательства, пассивная роль государства в борьбе с этим злом и отсутствие взаимодействия с представителями традиционных религий не позволяет прекратить или хотя бы локализовать их деструктивную деятельность.  

Вячеслав Пономарев