Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры
Версия для печати
23 февраля 2018 г. 23:28

23 февраля 2018 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Живоначальной Троицы московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим оградить нас от пороков и ниспослать нам дары Духа Святого: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Современный человек особенно нуждается в духе смиренномудрия. В этом понятии смирение соединяется со мудростью, — точно так же, как целостность сочетается с мудростью в понятии целомудрия. Это неслучайно, потому что высочайшие добродетели не могут быть обретены исключительно силой человеческой, но лишь при содействии Божественной благодати. А для того чтобы было так, каждый из нас, желая стяжать добродетели, должен обладать мудростью, пониманием того, что Бог — Всемогущий и в Его деснице вселенная и все мы, наши судьбы, наши жизненные пути, наше настоящее и наше будущее. И потому, только осознавая власть Бога над нами, мы со смирением можем устремляться на пути стяжания добродетели.

Мудрый человек способен быть смиренным. Во-первых, потому, что он понимает, что вся власть у Бога. Кроме того, мудрый человек понимает цену жизни, подлинную цену того, что для многих является абсолютной ценностью — того, что связано с властью, с деньгами, с достижением неких успехов в жизни. Все это для человека смиренномудрого обретает смысл только тогда, когда связано с Богом, когда наша жизнь Богом благословлена, когда наши успехи — во славу Божию.

Смирение воспринимается сознанием современного человека невоцерковленного, тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературы, может быть, за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек — это не слабый человек. Смиренный человек — это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий. Вот что такое смирение! Смиренный человек может достигать не меньших высот в этой жизни, опираясь на свои силы, на свое образование, на свои возможности. Одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный обладает смирением, то он свою силу полагает к стопам Божиим, он себя самого вручает Господу. Бог становится его водителем, и в этом водительстве Божием, в принятии этого водительства и проявляется подлинное смирение человека.

Некоторым кажется, что смиренный всегда проигрывает столкновение с другими, а без конфликтов не бывает человеческой жизни. И спрашивают: как же смиренный может отстоять то, что ему дорого, то, что ему принадлежит? Как смиренный может защитить своих ближних? Как смиренный может Родину защитить? Это ложное понимание смирения. Смирение пред Богом не означает человеческой слабости. Более того, если мы вручаем свою жизнь Богу, если мы себя видим ходящими пред очами Божиими, то Господь с нами и, снисходя к нашему смирению, дает нам великую силу. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5).

В смирении действительно открывается сила человеческого духа, высота полета этого духа. Смиренный словно парит над суетой жизни, он не вовлекается в повседневные конфликты, не подставляет себя под удары, — он со смирением и с мудростью — вспомним о смиренномудрии! — воспринимает все то, что обращено к нему, — и похвалы, и порицания, и добро, и зло, и мир, и конфликты. В сердце смиренного человека все это уравновешивается, потому что он живет по воле Божией. Вот почему смирение, смиренномудрие есть добродетель и великая сила, помогающая людям в их конкретных жизненных обстоятельствах.

И да поможет нам Господь стяжать сие смиренномудрие, дабы обрести силу жить по Его закону, в соответствии с Его Божественной волей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Праздник Преображения Господня после Литургии на центральной площади Котласа

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в соборе праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе города Нарьян-Мара

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Преображенском соборе подмосковной Каширы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на подворье Покровского ставропигиального монастыря

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь за Литургией в сотую годовщину расстрела Царской семьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске

Патриаршая проповедь после Литургии в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове