15 марта 2018 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил на первом заседании рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки!
Мы собрались в стенах Сретенской духовной семинарии на первое заседание рабочей группы по подготовке воспитанников духовных школ к пастырскому служению. Она создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в составе ректоров духовных семинарий и академий.
Мы будем внимательно рассматривать ваши предложения по совершенствованию пастырской подготовки учащихся, обобщим лучшие из них, разработаем действенные рекомендации.
К сожалению, мы столкнулись с тем, что многие выпускники не готовы заниматься пастырской деятельностью во всем ее многообразии, как того требуют вызовы времени. Это касается не только отсутствия должного умения заниматься пастырским душепопечением, используя знания святоотеческих творений и опыт подвижников благочестия. Нет у студентов и достаточных навыков пастырской работы в светских учреждениях (школах, больницах, вузах, исправительных учреждениях), где можно нести Слово Божие на понятном языке.
Вместе с тем нужно быть реалистами и не ожидать от выпускников всего и сразу, навыки приобретаются с опытом жизни и служения. Проблема практической неподготовленности студентов в профессиональной сфере не сугубо церковная — она повсеместная. Есть даже такая шутка: при приеме на работу кандидата просят забыть все, чему его учили по специальности. Эта шутка говорит о том, что студенту нужно чаще выходить из комфортной зоны учебного заведения и идти в среду, где он остается один, без поддержки.
Духовные семинарии — это школы для тех, кто должен не только знать Евангелие, но и жить по нему, проповедовать его истины людям. Помню, когда мы учились в семинарии, сама обстановка, учебный процесс давали правильный настрой для формирования пастырских качеств. Этому способствовал и добрый пример старцев, просвещенных светом Христовой Истины, а также людей, пострадавших за веру в Бога, многие из которых сидели в лагерях. Они, живые исповедники, с кем мы беседовали, жизнь которых видели, вдохновляли нас на искреннее служение Богу.
Конечно, невозможно дать человеку представление о чем-либо без наглядного примера. Для учащихся духовных школ необходимо изучение святоотеческого наследия, лучших образцов жизни пастырей XX века. Но не менее важно для молодых людей видеть образец пастырства, общаться с опытными и уважаемыми священниками, получая ответы на свои вопросы. То есть воспринимать опыт непосредственно — как духовный, относящийся к нравственной жизни, так и связанный с практической деятельностью священника.
Чтобы будущие священники имели навык пастырского общения в разной среде, ведь они все равно с этим столкнутся, в семинариях должны проводиться практические занятия по приоритетным направлениям церковного служения: социальному, миссионерскому, молодежному и катехизическому. Эти занятия должны восприниматься не как формальная отработка для зачета, но как серьезный урок перед будущим служением. Чтобы эта практика была полезной — как для учащихся, так и для тех, к кому она обращена, следует задуматься о подготовке к ней самих студентов.
Важным, как уже говорил, может быть тесное общение студента с опытными авторитетными пастырями, приходскими священниками, которые ввиду неподготовленности студентов могут сами обозначать круг проблем и вместе с учащимися их рассматривать. Это общение с прихожанами (в обычной беседе, на проповеди, общей исповеди), организация разнообразной церковной деятельности на приходе.
Передаваемый пастырский опыт может подкрепляться приходской практикой семинариста в качестве катехизатора, социального работника, преподавателя воскресной школы с последующей оценкой и характеристикой.
Сталкиваясь с внешним миром, студенту духовных школ следует рассматривать этот опыт в проекции будущего служения, а людей, к которым направлена данная деятельность, — как будущую паству, то есть со всей ответственностью и серьезностью.
Перед прохождением практики (и параллельно с ней) должны даваться пояснения относительно особенностей места и людей, в нем находящихся, с которыми будут общаться учащиеся. Это могут быть встречи со специалистами (предпочтительнее — в духовном сане), связанными с определенной областью церковной миссии, например, председателями или сотрудниками епархиальных отделов — по социальному служению (которые непосредственно, на протяжении долгих лет окормляют больницы, хосписы, реабилитационные центры), по работе с военнослужащими, тюремному служению или связям с высшими учебными заведениями. Правильно, когда студент имеет возможность проходить практику в профильных епархиальных отделах.
Еще одно перспективное направление пастырской практики — сотрудничество духовных школ со светскими учебными заведениями. Это возможность педагогической практики, когда студент семинарии преподает ОПК в средней школе, что позволяет ему не только развивать проповеднический навык, но и с новой стороны открывать Церковь для молодых людей.
Организация площадок для диалога студентов духовных и светских учебных заведений — совместных конференций, форумов, выездов, молодежных лагерей (проходящих в неформальной обстановке, способствующей тесному общению), — все это может стать важным шагом к получению пастырского опыта учащихся, к осознанию миссионерской значимости таких мероприятий в духовных школах.
Все перечисленное — штрихи к пониманию того, как воспитать будущего пастыря, получившего объем теоретических знаний и практического опыта, навык общения с людьми разных возрастов, социальных групп и убеждений, то есть всех, к кому обращает Господь наш Иисус Христос Свои слова: «Итак, идите, научите...» (Мф. 28:19).
В завершение подчеркну, что мы должны действовать в рамках единого учебного плана, утвержденного Высшим Церковным Советом. Это решение было, в свою очередь, утверждено Священным Синодом 13 июля 2015 года (журнал № 40). Позднее Архиерейский Собор 2016 года постановил: «Собор выражает удовлетворение в связи с решениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, касающимися совершенствования системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ» (пункт 12 постановлений Собора). Наконец, Архиерейский Собор 2017 года определил перечень приоритетных задач в сфере духовного образования, в том числе «завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата» (пункт 19 постановлений Собора). Кроме прочего, от перехода семинарии на этот план зависит аккредитация духовного учебного заведения. Между тем Архиерейский Собор 2017 года указал: «Следует стремиться к постепенному получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации» (также пункт 19 постановлений Собора).
Это означает, что не следует менять единый учебный план и его расчасовку, но можно подумать, как наполнить в сторону большей практичности те дисциплины, которые предусмотрены этим планом, особенно же пастырские и литургические предметы.
Светские дисциплины, передаваемые вне отрыва от богослужения, от опыта жизни во Христе, также станут для священника не бесполезными знаниями, но подспорьем в проповеди, в общении с людьми. Сама же практика, к которой студент был морально и научно подготовлен, будет для него бесценным опытом свидетельства о Христе, еще одной ступенью в собственном спасении и спасении окружающих людей, его будущей паствы.
Благодарю за внимание.
Управление делами Московской Патриархии/Патриархия.ru