Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Отчет о работе конференции «Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания

Версия для печати
6 октября 2005 г. 10:43

4 октября в рамках Церковно-общественного форума «Любовью и единением спасемся», посвященного 625-й годовщине Куликовской битвы, в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась конференция «Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания».

В конференции приняли участие церковные иерархи, священнослужители из различных епархий, представители церковной и светской науки, журналисты церковных и светских изданий, представители православных общественных организаций, студенты московских вузов. Всего более 120 человек.

Конференция открылась молебном в домовом храме в честь преподобного Иосифа Волоцкого.
Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам обратился председатель Издательского Совета, протоиерей Владимир Силовьев, остановившись на духовном значении празднования 625-й годовщины Куликовской битвы, он выразил убеждение в необходимости разработать целостную программу патриотического воспитания.

О действенном противостоянии негативному воздействию современных СМИ на молодежь рассказал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Его доклад был посвящен опыту патриотического воспитания молодежи в Тобольско-Тюменской епархии. Участники конференции узнали о молодежной ежегодной миссионерской экспедиции на корабле по Иртышу «Славянский ход», о фестивалях «Православная песня Сибири» и «Дмитровская суббота», о возрождении традиций рождественских праздников, о епархиальной программе «Церковь и СМИ», в рамках которой проходят семинары для журналистов по проблемам патриотического воспитания и православных традиций.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сделал доклад о патриотическом воспитании молодежи на примере Царственных страстотерпцев - семьи Николая II. Архиерей подчеркнул, что краеугольным камнем патриотизма царской семьи была православная вера; что этот патриотизм проявлялся не только в умонастроении, но и в конкретных делах и в поведении всех членов семьи в период испытаний. «Патриотизм не надо специально взращивать, в христианском сердце он вызревает сам», — считает архиепископ Викентий, подчеркивая роль семейного православного воспитания.

Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина был посвящен проблеме ответственности СМИ. Сегодня появился запрос на нравственную оценку событий, считает о. Всеволод, и на него надо ответить не только в православных, но и светских изданиях. Докладчик изложил и прокомментировал положения «Основ социальной концепции РПЦ», касающиеся взаимодействия Церкви и СМИ. Он остановился на некоторых конфликтных ситуациях, и критиковал закрытость некоторых клириков, не желающих общаться с журналистами. Сейчас необходимо максимально использовать возможности светских СМИ, «отвоевывать у них газетное пространство», открывать специальные рубрики в изданиях и телепрограммы для православной проповеди и рассказа о церковной жизни. «Сегодня мы переживаем золотой век православной общественной мысли и православного действия», — убежден о. Всеволод. Это проявляется в бурном росте православного книгоиздания и расцвете периодики, а также в активности мирянских православных организаций, хотя они сегодня сильно разобщены. Ведущую роль в объединении их усилий призваны сыграть СМИ.

Бурную дискуссию вызвал доклад профессора МГИМО, доктора исторических наук Андрея Зубова, который поставил вопрос о том, что должно лежать в основе христианского патриотизма — национальное самоутверждение или национальное покаяние. Что более подобает христианину — баюкать себя «сладкими песнями о былом величии» или трезво осмыслить «жестокую правду», объясняющую катастрофу XX в.? По убеждению историка, революцию 1917 г. и весь советский период надо трактовать как «вавилонское пленение, как высшую степень казни, которую может попустить Господь за наши прежние грехи», имея в виду все безотрадные особенности истории России «романовского периода»: крепостное рабство, абсолютизм, отсутствие политических прав и гражданских свобод, порабощение Церкви государством, отсюда — падение ее авторитета в народе, который к началу XX в. «отошел о веры и позволил обольстить себя преступникам».Не ссылки на «внешних врагов», не «триумфализм», а только покаяние за грехи прошлого, честное видение недостатков и слабостей нашей страны дают надежду на исцеление и возрождение России.

Эту позицию поддержал игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Рассматривая тему патриотизма в церковных СМИ, он отметил, что именно эти издания зачастую становятся источниками «мифотворчества», рассматривая патриотизм как нечто «абсолютное и самоценное». Такие издания приучают читателей к мысли, что вера — это «служебное средство» для воспитания патриотизма; что любовь к родине связана с упованием на ее «земное благополучие»; что во всех исторических бедах виноваты «козни врагов», а победить их можно только с помощью милитаризации, сворачивания гражданских свобод и т.д. На почве такого «ура-патриотизма» неминуемо вырастают агрессивный национализм, ксенофобия в ее различных формах. Все это, убежден о.Петр, глубоко чуждо церковному пониманию патриотизма, которое «приветствует его как здравое чувство, но никогда не воспевает само по себе», помня, что «родина христианина — на небесах». Докладчик привел ряд типичных мифов, транслируемых через некоторые православнее СМИ (о «чистом народе», который растлили злые западные враги; об имперском идеале; о восхвалении Сталина; о «враге № 1» — США и Западе и.т.д.) и отметил, что «излишняя патриотизация» церковной прессы и отсутствие христоцентризма отталкивают молодежь от Церкви. Докладчик выразил уверенность, что эти проблемы волнуют многих церковных людей, и сожалеет, что они обсуждаются «кулуарно», тогда как общецерковное обсуждение могло бы привести к принятию официального документа о патриотическом воспитании и помогло бы «воцерковить церковную прессу».

Третье заседание конференции открыл известный публицист Александр Архангельский, ведущий программы «Тем временем» (ГТРК «Культура») и обозреватель газеты «Известия». Он констатировал, что в настоящее время в России не существует единого общенационального представления о содержании самого понятия «патриотизм». Между тем, по его мнению, успешной может быть только та страна, в которой есть общенациональная повестка дня — набор главных тем, которые обсуждаются на всей территории страны. В России сегодня общими для всех темами являются только погода и развлечения. По его словам, это тревожный симптом. Само слово «патриотизм» было дискредитировано в 90-е годы, когда оно считалось чуть ли не неприличным, а любовь к Родине — лишним пафосом. Докладчик предлагает объединить нацию путем создания так называемых «общенациональных гуманитарных проектов, направленных на человека».

В качестве примера он привел несколько вариантов таких крупных проектов. Во-первых, программу под условным лозунгом «Всех детей — в семью». Россия занимает одно из первых мест по количеству детей, живущих в детских домах. Вокруг кампании по усыновлению общероссийского масштаба могли бы объединиться и власть, и оппозиция, и общество, кроме того, осуществление этой кампании невозможно без участия Церкви. Другим таким проектом могла бы стать программа поддержки русского языка и «русскоязычное≥» по аналогии с той программой, которая реализована во Франции, где идея франкофонии пронизывает все общество, включая бывшие колонии. По словам Архангельского, против такого «культурного национализма», не сможет возразить никто. Серьезным вызовом целостности российской нации Архангельский назвал приток мигрантов. Если этот поток пресечь, через 20 лет Россия не сможет обеспечить свою территориальную целостность, а если его поощрять, то государство встает перед угрозой размывания своей национальной идентичности. Путь решения этой проблемы, изложенный докладчиком, сводится к тому, чтобы дети от смешанных браков или дети мигрантов были не китайцами или таджиками, а русскими китайского или таджикского происхождения. Объединить общество, государство и Церковь может забота о русификации этих детей, живущих в России. Должна быть совместная работа, о которой можно рассказать на понятном людям языке.

Александр Архангельский отметил необходимость ведения публичных дискуссий в СМИ по всем общественно значимым вопросам, но эта дискуссия может быть плодотворна только если все ее участники осознают, что у них общая Отчизна.

Выступление ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина было посвящено проблеме свидетельства о евангельских ценностях в контексте информационного общества. Он отметил, что патриотизм сам по себе не является христианской добродетелью и раскрывается только в целостной системе евангельских ценностей. И было бы ошибкой рассматривать патриотизм отдельно, вне широкого разговора о христианских ценностях в современной России. Спецификой современных СМИ является забвение своей ответственности перед обществом, поэтому говорить об успехах христианского свидетельства в СМИ было бы преувеличением.

Тем не менее нельзя отказываться от возможности христианского свидетельства в СМИ, православным журналистам необходимо: 1) учиться проповедовать, учитывая специфику языка и аудиторию конкретного СМИ; 2) выделять главные смыслы и образы; 3) участвовать в формировании единой информационной политики Церкви.

Среди препятствий, которые ожидают нас на этом пути — целый ворох мифов и басен, замутняющих наше сознание. Речь идет не только об исторических мифах, о которых убедительно говорил прот. Георгий Митрофанов. Нам необходимо отказаться от утопических социальных и политических проектов, рожденных в лоне монархического, имперского, евразийского или посткоммунистического сознания.

Эти проекты не способствуют консолидации русской нации. Единство достижимо на путях духовной работы, связанных прежде всего с формированием единого видения нашего будущего и тех ценностей, которые должны в нем раскрыться.

Докладчик также отметил, что одним из самых серьезных препятствий на пути нашей проповеди является постмодернизм, который как интеллектуальное движение и как социальный проект не приемлет любые претензии на установление истины, утверждая, что существуют только ее «версии». Более того, не приемлется любое стремление к уточнению смысла, поскольку и «смыслов» бесчисленное множество.

Наше свидетельство о евангельских ценностях будет услышано только тогда, когда в центре нашей проповеди будет стоять главное евангельское послание, а оно остается неизменным — Крестной смертью Господь Иисус Христос победил смерть.

Главный тезис доклада главного редактора портала «Правая.ру» Ильи Бражникова заключался в том, что тема национального единства стала столь актуальна в обществе в связи с концом господства либеральной идеологии, которая не предложила объединяющего проекта. Поэтому стоит вопрос о достижении национального единства на основе консервативной идеи и консервативных ценностей. Он представил результаты социологических исследований, проведенных для разработки концепции общенациональной консервативной газеты. Эти исследования демонстрируют, что современное российское общество тяготеет к стабильности, твердой власти, постепенным, а не революционным преобразованиям. Согласно представленным данным, большинство населения уверено, что Россия должна идти своим путем, не следуя ни за Западом, ни за азиатскими государствами, патриотизм населения выражается скорее в душевном, чем в рациональном отношении к Родине. Все это, по мнению Бражникова, свидетельствует о востребованности обществом консервативной идеологии. Фактором национального единства может служить консервативное издание, которое было бы светским по форме и православным по сути и могло бы служить воцерковлению социума путем привлечения потенциально религиозной части общества.

В заключение заседания прозвучал доклад магистра богословия протоиерея Георгия Митрофанова, члена синодальной комиссии по канонизации святых. Он привлек внимание собравшихся к проблеме исторического беспамятства, разъедающей не только массовое сознание секулярных людей, но и сознание церковного народа. Этому способствуют СМИ, занимающиеся историческим мифотворчеством. Многие СМИ, которые считаются православными и сами называют себя таковыми, сеют смуту в рядах верующих. А между тем, несмотря на то, что СМИ не призваны формировать фундаментальные знания о Церкви и об истории, они часто служат единственным источником информации, доступным людям, и несут ответственность за формирование церковного сознания. Протоиерей Георгий рассмотрел эту проблему на примере деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых, которая часто сталкиваются с результатами мифотворчества православных СМИ. Информационные кампании, направленные на канонизацию тех или иных исторических персонажей, развернутые изданиями, которые докладчик охарактеризовал как «лжеправославные», создают иллюзию, что якобы существуют миллионы почитателей царя Ивана Грозного, Григория Распутина и даже маршала Жукова и Сталина, однако Синодальная комиссия по канонизации препятствует прославлению этих личностей.

Отдельно докладчик остановился на материалах по канонизации солдата Евгения Родионова, которые в основном состояли из газетных публикаций — источника, который в исторической науке считают самым ненадежным. По мнению протоиерея Георгия Митрофанова, СМИ злоупотребляют вторжениями в духовную жизнь человека, а между тем православные СМИ должны просвещать, а не будоражить.
В заключение прозвучали краткие сообщения участников конференции. Итоговый документ принят единогласно.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира»

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Итоговый документ XI Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»