Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре
Версия для печати
21 августа 2018 г. 18:38

21 августа 2018 года, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник архимандрит Порфирий! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю с великим для нас всех праздником — днем памяти преподобных основателей сей обители Зосимы, Савватия и Германа Соловецких!

Всякий раз, когда мы совершаем литургическое воспоминание о преподобных отцах, читается небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам (5:22 — 6:2), в котором говорится: если кто-то из ваших ближних согрешает, исправляйте такового духом кротости и наблюдайте за самими собой, чтобы не впасть в искушение.

Эти слова должны быть в сознании и памяти каждого, кто живет в монастыре. Почему? А потому что в монастырь как в место святое стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи — это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи — это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии. Люди понимают, что главным деланием монаха являются молитва и личный подвиг. Чтобы прикоснуться к личному духовному подвигу монашествующих, приложиться к святыням, помолиться вместе с монашеской общиной, и стекаются в наши монастыри многие и многие паломники.

И очень важно, чтобы такой взгляд на монашествующих, искреннее уважение к монашескому подвигу никогда не посрамлялись. А для того чтобы было так, ни один монашествующий, сколько бы лет он ни прожил в монастыре, какой бы сан он ни имел, никогда не должен поставлять себя выше тех, кто со смирением приходит в обитель как паломник. Особенно это касается тех, кто исповедует людей. Наш с вами взгляд не должен быть сверху вниз, потому что мы знаем: наверху — Господь, а уж как Он поставит нас по этой линии от Царствия Небесного до преисподней, никто не знает, кроме Него. И, может быть самый скромный человек, стоящий в уголке храма и не подающий никаких знаков своего присутствия, будет на несколько порядков выше к Богу, чем самый уважаемый духовник.

Осознание своей собственной греховности, своего несовершенства никогда не должно покидать ни одного монаха. Особенно эта кротость должна проявляться тогда, когда вы исповедуете людей, когда даете им советы, когда вместе с ними молитесь о прощении их грехов. Именно тогда, когда служение монашествующего совершается в смирении и кротости, когда монашествующий никак не связывает свое будущее с карьерным ростом, когда он благодарит Бога за каждый день и в каждом дне видит руку Божию, и происходит невидимый, но реальный духовный рост, который без всякой человеческой гордыни и без всяких искусственных приемов духовно возвышает монашествующего над теми, кто к нему приходит. И люди это чувствуют и на него взирают снизу вверх, но монашествующий никогда не должен смотреть сверху вниз.

Простые слова, которые мы сегодня услышали в послании апостола Павла, достаточно сложны для осуществления их в нашей жизни. Много факторов нередко влияют на монашествующих, искажая правильную систему жизненных координат. Вот для того чтобы эта система не искажалась, в монастырях всегда существовало такое явление, как послушание, и большая мудрость начальствующих в монастыре проявляется в том, чтобы каждому дать правильное послушание. Отталкиваясь не только от уровня образования (а среди вас много образованных людей), не только от ученых степеней (есть и такие в монашеском братстве), но и от духовного состояния инока, зная, что ему будет полезно исполнять, в первую очередь ради спасения его души. И помните: каким бы ни было послушание, оно по воле человека, наместника, являет по отношению к вам волю Божию. Помните, мои дорогие братья: вы спасаетесь через то, что вручено вам в качестве послушания. Несите его всегда со смирением. В людях, которые приходят, всегда постарайтесь увидеть то, что отличает их в лучшую сторону от вас. А такого как много! И терпение, и скромность, и материальный недостаток, и обремененность семейными заботами, — что только ни приносят верующие люди сюда, в эту обитель, и все это нужно разглядеть, понять и найти правильные слова и во время исповеди, и во время общения с людьми.

А вам, дорогие паломники, хотел бы пожелать никогда не терять своего благочестия. Вы правильно делаете, что посещаете монастыри, в том числе отдаленные, ведь это замечательная традиция нашего народа. Вспоминаю, как меня, мальчика пятилетнего возраста, мама повезла впервые Великим постом в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, прививая к этой традиции. Как непросто было мне вначале стоять в течение длинных великопостных служб, но с какой же радостью я всегда покидал этот монастырь, чувствуя, что нечто совсем особенное произошло в моей душе! Думаю, что и современные родители должны находить правильные слова, чтобы убедить своих детей поехать вместе с ними в монастырь, с тем чтобы хотя бы прикоснулись к той духовной атмосфере, к той напряженной духовной жизни, которая, несомненно, присутствует здесь, как и во многих других монастырях Русской Православной Церкви.

Поэтому, обращаясь к вам еще раз, братия, прошу осознать всю ответственность за души человеческие, за души тех, кто притекает сюда. Осознать ответственность и за свое собственное спасение, потому что вы спасаетесь послушанием, смирением и молитвой; и никогда не относите эти дела на периферию, чтобы ничто человеческое не искажало систему ваших духовных координат.

Мы с вами живем в особое время. Совершенно очевидно, что это время духовного пробуждения нашего народа. Мы видим, как наполняются храмы Божии, как строятся новые храмы, — могу судить по городу Москве, где мы сейчас строим 200 новых храмов. Совсем недавно, во время празднования 1030-летия Крещения Руси, обращаясь к мэру Москвы, я сказал ему: «Вы счастливый человек, вы единственный в мире мэр, у кого в городе строится 200 новых храмов». Есть великие города, где храмы закрываются и вера уходит, а у нас происходит обратное. И это неслучайно — вся эта милость Божия изливается сегодня на нас по молитвам наших новомучеников и исповедников, в том числе тех, кто тяжко пострадал здесь, на Соловецком архипелаге, будучи гоним и нередко и убиен за веру.

Пусть молитвы наших новомучеников, исповедников и всех святых, в земле Русской просиявших, наипаче же святых праведных отцев Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, укрепляют каждого из нас в вере, благочестии и чистоте. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в Неделю 16-ю по Пятидесятнице в храме святителя Иннокентия Московского в Бескудникове г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме святой мученицы Татианы в Когалыме

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) после Литургии в Александро-Невской лавре

Патриаршая проповедь после Литургии в Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Собора Московских святых в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в храме блаженной Матроны Московской в Дмитровском г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии на центральной площади Котласа