Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Аскеза

Версия для печати

(греч. askêsis «упражнение»), слово, первоначально использовавшееся для обозначения только физических упражнений, приобрело затем нравственный аспект: сознательное ограничение себя человеком в различных потребностях ради возвышения своего духовного устроения, преобладания разума над душевными и плотскими влечениями.

Основные формы: пост (полное воздержание от пищи или исключение из рациона высококалорийных продуктов: мяса, рыбы, масла, молочных продуктов и спиртных напитков в какие-либо дни или на какой-либо срок), отречение от супружества (временное воздержание или пожизненное безбрачие), отречение от общественного положения («от мира»), отречение от имущества (частичное, в форме благотворительности и дел милосердия, или полное нестяжание), посвящение жизни Богу (посредством временной или непрестанной молитвы).

Различные проявления аскезы известны многим религиозным и религиозно-философским системам с древнейших времен (стоицизм, кинизм, буддизм). В ветхозаветной истории аскеза начинается уже с заповеди воздержания от райского дерева познания добра и зла. К проявлениям аскезы нужно отнести и исход Авраама из земли отцов своих, и обеты девства для служения при скинии, и отшельничество пророков Илии и Иоанна Крестителя и т. п. Образцом христианской аскезы является сам Господь Иисус Христос, постившийся 40 дней в пустыне, не имевший семьи, постоянного жилища, имущества и общественного положения. Учение Христово называет пост и молитву действенным средством против диавола (Мф 17. 21), в качестве высшего идеала предполагает полную нестяжательность (Мф 19. 21) и девство (Мф 19. 12).

В истории Церкви христиане в разной степени подражают своему Божественному Учителю в аскезе. С самых первых времен практиковалось отречение от имущества в пользу всей общины, известен пост в среду и пятницу и перед таинством Крещения (последний со временем превратился в предпасхальный Великий пост), в особые церковные институции выделяется девство и вдовство. На исключительном месте стоит подвиг христианских мучеников, пренебрегших самой своей жизнью ради верности Евангелию. После прекращения гонений и широкого распространения христианства исполнение Евангельских идеалов принимает на себя монашество, в качестве обязательных обетов постулирующее безбрачие, нестяжание и послушание (отречение от своей воли и вручение себя воле более опытного монаха – «старца»). Однако св. Отцами и для «мирян» (не отрекающихся «от мира») предписывается посильная аскеза, как действеннейшее средство уврачевания души от страстей и укреплению воли для духовной борьбы. Все святые, прославившиеся подвигом поста и молитвы, именуются преподобными (греч. hosios, «благоговейный, священный») отцами или матерями.