Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Монархианство

Версия для печати

(греч. monarсhia, «единовластие»), монархиане – еретическое учение кон. II–III в. и его последователи, утверждавшие тождество Отца и Сына и, тем самым, не различавшие Лица Св. Троицы. Первым проповедником этого учения в кон. II в. был, по всей видимости, Ноэт из Смирны, основатель школы. Один из его учеников, Эпигон, принес эти воззрения в Рим, где они приобрели многих сторонников, среди которых был Клеомен. Эпигон и Клеомен развивали свою деятельность в Риме в епископство Зефирина (199–217) и Каллиста (217–223), которые и сами были склонны к монархианству. В это же время в Риме появляется еще один сторонник Клеомена Савеллий из Пентаполя Ливийского (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 7. 6). До своего епископства Каллист поддерживал взгляды Савеллия, но, став епископом, вынес ему осуждение под действием богословской позиции сщмч. Ипполита Римского (Против ересей. 9. 12). Неизвестно, остался ли Савеллий после своего осуждения в Риме, где было сильное монархианское движение. По некоторым сведениям он вернулся на родину и там проповедовал свои воззрения, внося разделение в среду христиан. О дате смерти Савеллия можно судить только по тому, что около 257 г., когда в Киренаике обострилась савеллианская угроза, он уже был мертв. С этого времени монархианство становится общецерковной проблемой, с которой первыми повели борьбу два епископа, Дионисий Римский и Дионисий Александрийский.

Сочинения Савеллия неизвестны; его учение дошло до нас только через церковных авторов, писавших против него: Ипполита Римского, Дионисия Александрийского, Афанасия Великого, Епифания Кипрского и др. Согласно этому учению Лица Св. Троицы не представляют собой трех различных ипостасей (индивидуализаций сущности), но одну сущность («первую сущность» Аристотеля), одну ипостась, проявлявшуюся в трех лицах-обликах: в качестве Отца — в Ветхом Завете, в качестве Сына — в Новом Завете и в качестве Духа Святаго — в Церкви (точно не известно, добавлял ли он к тождеству Отца и Сына еще и Духа, как это ему приписывали авторы IV в.)

Монархианское учение, в целом связываемое с именем Савеллия, было воспринято Церковью как уничтожение понятия божественного Лица. В то время как учение Церкви признавало Лицо Отца, родившее Сына и изведшее Духа, Савеллий отрицал Лицо, кладя в основу своего богословия идею безличной божественной сущности, подменяя, тем самым, эмпирическое представление о Лице отвлеченной философской идеей сущности. Этим характером ереси объясняется столь радикальное противодействие Церкви.