Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги о принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги о принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию
Версия для печати
20 декабря 2018 г. 13:04

19 декабря 2018 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в базилике в Бари (Италия), где с 1087 года почивают его честные мощи, прошла презентация италоязычного издания книги «Принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию (21 мая-28 июля 2017 г.)». К участникам мероприятия обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые господа! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, в праздник святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, мы представляем книгу, изданную совместными усилиями Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, архиепископии Бари-Битонто и издательского дома «Познание» в память об историческом событии — принесении части честных мощей святителя Николая из Бари в Россию в мае-июле 2017 года. Книга, вышедшая одновременно на русском и итальянском языках, отражает основные этапы принесения мощей в Россию. Помимо множества фотографий, в нее вошли наиболее важные тексты, раскрывающие духовное и историческое значение совершившегося год назад события. Особое место среди них занимают слова и обращения Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные в Москве и Санкт-Петербурге за богослужениями и на встречах по случаю принесения мощей святителя Николая.

В высшей степени знаменательно, что презентация книги, посвященной этому событию, проходит в Бари, в той самой базилике, в которой вот уже 930 лет почивают чудотворные мощи великого угодника Божия и которую вплоть до 2017 года они никогда не покидали.

Сегодняшняя презентация — это замечательный повод, чтобы снова вспомнить о, пожалуй, самом значительном церковном событии прошлого года, тем более, что здесь присутствуют многие непосредственные его участники, в первую очередь, монсеньор Франческо Какуччи, архиепископ Бари-Битонто, бывший ректор базилики святителя Николая отец Чиро Капотосто, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель, представители городских властей Бари, сопровождавшие мощи в Россию. Все они стали непосредственными свидетелями того всенародного почитания, которое было оказано святителю Николаю, почтившему Русскую землю своим благодатным посещением.

Вы знаете, что за время пребывания ковчега с мощами святителя в России к ним смогло приложиться огромное число верующих. Достаточно сказать, что в Москве и Санкт-Петербурге им смогли поклониться, по официальным данным, 2 миллиона 392 тысячи человек не только из российских регионов, но и из Украины, Беларуси, Молдовы, других стран. Желающих приложиться к святыне было, конечно, гораздо больше. Примерно 14 тысяч волонтеров оказывали паломникам необходимую помощь. Можно с уверенностью сказать, что принесение мощей святителя Николая стало первым в истории двусторонних отношений между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом событием, о котором знали и в которое были вовлечены самые разные слои нашего общества.

Принесение мощей святителя Николая в Россию стало возможным благодаря другому исключительному событию в истории отношений между двумя Церквами — встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване 12 февраля 2016 года. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в проповеди за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге 28 июля 2017 года в присутствии делегации Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом К. Кохом,  принесение мощей святителя Николая содействовало сближению между нашими Церквами больше, чем вся церковная дипломатия, так как в этом событии участвовала вся Церковь, и все в стране знали, что оно произошло благодаря договоренности, достигнутой на встрече в Гаване. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз выразить глубокую признательность Его Святейшеству Папе Франциску, архиепископу Бари-Битонто монсеньору Франческо Какуччи, отцу Чиро и всем оказавшим свое содействие за предоставленную миллионам православных верующих возможность приложиться к великой святыне.

В Совместном заявлении, подписанном в Гаване, Папа и Патриарх особо указали на общую духовную традицию Церквей Востока и Запада, одним из наиболее важных выражений которой является почитание святых: «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия Дева Мария и святые, которых мы почитаем» (п. 4). Самым красноречивым подтверждением этих слов Предстоятелей Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви стало благодатное посещение России самым почитаемым среди русских православных верующих святым, мощи которого почивают на католическом Западе.

Почитание святителя Николая сыграло огромную роль в отношениях между Древней Русью и Римом еще в Средневековье. Это почитание пришло на Русь из Византии вместе с Крещением, но получило особенное распространение к концу XI века как раз в связи с событием перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бари. По мнению исследователей, учреждение в Русской Церкви западного праздника перенесения мощей святителя Николая в Бари могло произойти в 1092 году, то есть всего лишь через три года после учреждения праздника Папой Урбаном II.

Знаменательно, что принесение мощей святителя Николая из Бари в Россию произошло в год 100-летия революционных потрясений, положивших начало Голгофскому пути Русской Церкви и российского народа. В этом году мы вспоминали 100-летие трагических событий расстрела царской семьи в июле 1918 года в Екатеринбурге. Последний российский император носил имя святителя Николая. В 1892 году он, будучи еще наследником Российского престола, посетил базилику своего небесного покровителя в Бари. По его распоряжению в праздник перенесения мощей святителя Николая в Бари 9 мая 1913 года здесь состоялась торжественная закладка подворья Русской Православной Церкви.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове на Божественной литургии в Санкт-Петербурге 28 июля, «Господу было угодно, чтобы в год воспоминаний о роковых событиях в истории нашего Отечества святитель Николай пришел на Русь, ту самую Русь, которая его так любит… Святитель Николай прибыл к нам, чтобы поддержать наш народ, чтобы укрепилась его вера, чтобы никакие соблазны, которые сегодня нам предлагаются посредством неких интеллектуальных диалогов или политических решений, как и все, что сегодня происходит вокруг Отечества нашего, не разрушило духовной основы жизни наших людей».

Сегодня Русская Православная Церковь и все мировое Православие снова переживают непростые времена в связи с тяжелой политической и церковной ситуацией на Украине. Архиереи и клирики канонической Украинской Православной Церкви за свою верность церковному единству подвергаются гонениям со стороны светской власти: их вызывают на допросы в спецслужбы, в их жилищах устраивают обыски, им угрожают, их шантажируют, лишают права свободного передвижения по стране. Правдами и неправдами их пытаются склонить к участию в беззаконных сборищах, целью которых является создание новой церковной структуры, оторванной от Русской Церкви. Однако епископат, клир и церковный народ твердо стоят на страже церковного единства, не поддаваясь на угрозы и посулы «начальств», «властей», «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12).

Мы нуждаемся в помощи великого угодника Божия святителя Николая как того, кто почитается как покровитель всех странствующих, преодолевающих невзгоды и лишения на своем пути. Исторический путь Церквей и народов — это странствие во времени, и на нем нас так же встречают испытания и искушения. Но мы верим и надеемся, что святитель Николай не оставит нас, наши Церкви и наши народы без своей помощи и заступления.

То же самое относится и к трудному пути к христианскому единству. Святитель Николай, почитаемый на Востоке и на Западе, сближает Православную Церковь и Римско-Католическую Церковь, что особенно чувствуется здесь, в Бари — городе, который выполняет миссию связующего звена между Западом и Востоком благодаря пребывающим в этой базилике честным мощам угодника Божия.

Хотел бы напомнить слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом на всенощном бдении в Храме Христа Спасителя 21 мая, в самый день прибытия ковчега с мощами из Бари: «Мы верим, что святитель Николай, которого почитает и Восток, и Запад, предстоит в молитве пред Богом за всех нас. Сегодня мы еще разделены, поелику богословские проблемы, пришедшие из древности, не дают нам возможности воссоединиться. Тем не менее, как прозревали многие святые люди, если Господу угодно будет соединить всех христиан, то произойдет это не по их усилиям, не благодаря каким-то церковно-дипломатическим шагам, не по каким-то богословским соглашениям, а только если Дух Святый снова соединит всех, кто исповедует имя Христово. И верим, что святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе прося у Него соединить Церкви воедино».

Эти и многие другие прекрасные слова Его Святейшества, а также Его Высокопреосвященства кардинала Курта Коха, председателя Папского совета по содействию христианскому единству, и Его Высокопреосвященства архиепископа Франческо Какуччи о месте святителя Николая в жизни наших Церквей и его значении для христианского единства включены в представляемую ныне книгу. Убежден, что ее выход станет еще одним шагом на пути укрепления и развития взаимодействия между двумя Церквами.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Епископ Мелнишский Герасим возглавил престольный праздник Подворья Русской Православной Церкви в Софии

Молитвенные торжества в честь обретения чудотворного Великорецкого образа святителя Николая прошли в Вятской митрополии

Начался Всероссийский Великорецкий крестный ход

Память святителя Николая Чудотворца отметили в турецком городе Демре

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь 30-летия московского Подворья Православной Церкви в Америке

Начальник Русской духовной миссии принял участие в конференции Фонда духовного единства православных народов

Председатель ОВЦС встретился с иерархом Антиохийской Православной Церкви

Председатель ОВЦС встретился с архиереями Патриаршего экзархата Африки

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с нунцием Святого Престола в Дамаске

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с послом Ватикана

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Молодежной комиссии Всемирного совета церквей в Маниле

Московскую больницу святителя Алексия посетила делегация из Эфиопии

Хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии дал концерты в Индии

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл выступил на международной конференции в Мумбаи

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви