Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На пастырском семинаре в Москве обсудили вопросы формирования и развития приходской общины

На пастырском семинаре в Москве обсудили вопросы формирования и развития приходской общины
Версия для печати
4 февраля 2019 г. 14:16

31 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений порталом для священнослужителей «Пастырь» совместно с Православным Свято-Тихоновским университетом был организован пастырский семинар, участниками которого стали более 60 священнослужителей из разных регионов России и зарубежных епархий.

Какова роль общины в жизни православного христианина, место супруги и детей священника в его духовной семье, как пастырю выстраивать культурную жизнь прихода и как не затмить приходской активностью главную цель Евхаристического собрания? Эти и другие вопросы обсудили участники пастырского семинара «Приходская община от первого кирпича до третьего священника, выросшего на приходе», который прошел под председательством епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония.

На семинаре выступили епископ Антоний, духовник Московской областной епархии протоиерей Константин Островский, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы протоиерей Феодор Бородин и другие участники встречи.

Модератор встречи проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов во вступительном слове напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что «священник является прежде всего пастырем, главой приходской общины», и предложил своеобразный формат общения: в первую очередь слово на семинаре было предоставлено младшим по хиротонии священникам. Все желающие могли кратко высказаться, либо задать свои вопросы.

В частности, были озвучены проблемы непринятия сложившимся «костяком» прихода новых прихожан, нехватки опыта у молодых священников и подмены разного рода «активностями» при храме настоящей приходской жизни.

Далее своим опытом поделился настоятель строящегося московского храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов. «Общину можно создать только в том случае, если священник становится отцом для людей, которые его окружают, если он не требоисполнитель, а живет жизнью людей», — подчеркнул протоиерей Алексий Батаногов. 

Чтобы центром приходской жизни стала Божественная литургия, отец Алексий перевел свой храм на ежедневное богослужение утром и вечером, в воскресные и праздничные дни стали служиться две Литургии.

Силами молодежи на приходе храма равноапостольного князя Владимира устраиваются самые разнообразные мероприятия, чтобы молодые люди могли максимально реализовывать себя. Несколько раз в год на приходской территории организуется фестиваль районного масштаба «У святого князя Владимира», работает киноклуб и так называемое антикафе, где проходят занятия воскресной школы, евангельские кружки и просто молодежные встречи. В свободное от приходских мероприятий время антикафе работает для всех желающих как кафе, в котором посетитель платит не за еду, а за время, проведенное там; чай и кипяток бесплатны, при этом с собой можно приносить свою еду. По словам отца Алексия, благодаря фестивалям двадцать пять тысяч жителей ближайших районов узнали об их храме, а благодаря антикафе десятки новых молодых людей стали прихожанами.

Принцип Владимирского храма: на приходе нет своих и чужих. По большим праздникам накрывают столы прямо на улице и кормят — хотя бы понемногу — всех желающих, обычно порядка двухсот человек.

Епископ Ахтубинский Антоний в своем выступлении высказал мнение, что приходские общины — единственное, что может спасти русские села.

Владыка рассказал о принципах, которые действуют в Ахтубинской епархии:

  • храм — территория благожелательного отношения к человеку; видя такое отношение, люди приходят в храм;
  • священник должен чувствовать себя главой общины и быть в первую очередь не столько административным, сколько духовным лидером; настоящий дух соборности на приходе складывается годами, и он должен исходить от священников;
  • не бывает чужих мероприятий и мероприятий «для своих»; все священники в многоклирном приходе находятся в курсе, какие мероприятия проводит каждый из них; клирики не обязаны присутствовать на всех мероприятиях, но должны о них знать.

Важную роль, по мнению владыки, играют приходские собрания. В своей епархии епископ Антоний призвал духовенство подходить к собраниям не формально, а формулировать действительно актуальную и интересную повестку, проводить эти встречи с пользой. Такой подход дает плоды: прихожане видят, что их мнение небезразлично, и чувствуют себя полноценной частью общины.

Протоиерей Феликс Стацевич, настоятель Елисаветинского храма в городе Королеве, рассказал о своем опыте вовлечения прихожан в совершение богослужения: «Мы стали служить почти уставное всенощное бдение, минимально его сокращая, и максимально вовлекаем в совершение службы прихожан: кто-то читает, кто-то поет». Несмотря на то, что служба в субботу вечером в Елисаветинском храме длится порядка четырех часов, многие прихожане очень это ценят, а те, у кого нет сил или возможности, участвуют в ней частично.

Духовник Московской областной епархии и настоятель Успенского храма в городе Красногорске протоиерей Константин Островский перевел разговор в другую плоскость, призвав различать в вопросе построения общины душевное и духовное: «Как Сергий Радонежский создал монастырь, из которого выросла Троице-Сергиева лавра? Он же не искал на это средства, не тратил силы на то, чтобы созвать побольше паломников, а просто стал служить. Если я ставлю своей целью "создать общину", важно задать самому себе вопрос: что движет мной в этом желании?».

Отец Константин убежден: «Главное — это община, которая собирается вокруг Чаши. Если человек пришел и причащается, он уже член общины, если не пьет со мной чай после службы — это ничего не меняет».

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы, в начале своего выступления напомнил слова Священного Писания, описывающие жизнь ранней Церкви: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Отец Феодор подчеркнул, что «общение» здесь стоит — случайно или нет — прежде преломления хлеба и молитв. «Общинная жизнь — в природе Церкви. И душевная, и духовная жизнь — все должно быть на своем месте. Важно собрать душевную жизнь человека вокруг прихода».

Основной угрозой для строительства общины, по мнению отца Федора, является дурной характер настоятеля, его неумение прислушиваться и уступать, гордыня и обидчивость, когда выдавливаются несогласные. Другая страшная вещь — двойные стандарты по отношению к прихожанам и к членам семьи священника — это разрушает доверие и всю общину.

В Космодамиановском храме для укрепления общины:

  1. Проводится совместное чтение книги Деяний святых апостолов. «Мы просто собираемся и вместе с прихожанами читаем книгу Деяний, — делится отец Феодор. — Эта книга просто идеально подходит для обсуждения реалий современной жизни».
  2. Организована группа взаимопомощи, которая общается в мессенджере WhatsApp. «Прихожанка в возрасте, у которой нет своих детей, помогает многодетной маме. Прихожанин-автомобилист помогает ей с транспортом. И так далее. В итоге почти каждый участвует в помощи кому-то другому».
  3. Организовываются лагеря и походы, проходящие при участии духовенства, объединяют тех, у кого есть дети, и самих детей.
  4. При храме действует клуб ветеранов воскресной школы. «Мы дали нескольким надежным выпускникам школы ключи от ее помещений. Там чайник, гитара, проектор — собирайтесь и общайтесь. И этот круг общения среди православной молодежи, который сложился у них в воскресной школе, спасает их от ухода из храма в подростковом возрасте».

При этом отец Феодор выразил согласие с протоиереем Константином Островским в том, что «безусловное, первое — это Чаша». «Тех, кто уклоняется от Чаши в одну только тусовку, мы стараемся направлять обратно», — добавил священник.

«Ключевые слова в нашей теме — это общение и небезразличность, — подытожил обсуждение епископ Антоний. — Прихожанин должен быть интересен священнику сам по себе, а не для каких-либо других целей».

Признак зрелости общины, по мнению владыки, когда в случае, «если постоянный прихожанин не появляется несколько недель в храме, другие прихожане начинают спрашивать, где же он, звонить ему».

«Невозможно любить Бога, если ты не научился любить ближнего, — напомнил слова апостола (1 Ин. 4:20) в заключительном слове епископ Антоний. — Невозможно замкнуть все только на Литургии. Должно быть общение, когда люди просто сидят за одним столом и о чем-то говорят. Церковь как община, пускай будет местом, где можно поговорить от сердца к сердцу. Все быстрее идет поляризация мира, но Церковь должна быть альтернативой этому процессу. Здесь должна быть встреча как человека со Христом, так и человека с человеком».

Все выступления и другие материалы семинара будут опубликованы на сайте «Пастырь» после обработки.

Портал «Пастырь»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В издательстве ПСТГУ вышла книга «Пастырь в наше время: Размышления, вопросы и ответы»

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)»

В Свято-Тихоновском университете прошел фестиваль «В ризах белых», посвященный новомученикам

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной заштатного клирика Московской (городской) епархии протоиерея Зотика Якимчука [Патриарх : Послания]

В России и Казахстане пострадавшие от паводков получают помощь в православных храмах и монастырях

Более ста вдов священнослужителей московских приходов и ставропигиальных монастырей получили материальную помощь в первом квартале 2024 года

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Все материалы с ключевыми словами