Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Сергиевом Посаде представят научное исследование, посвященное истории Спасо-Вифанского монастыря

В Сергиевом Посаде представят научное исследование, посвященное истории Спасо-Вифанского монастыря
Версия для печати
8 февраля 2019 г. 17:25

В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре.  

Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании.

Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения.

Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой.

13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.  

Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь.

Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2.

***

Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком.

Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

К моменту основания 1783 г. Спасо-Вифанского монастыря, владыка являлся одновременно настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архиепископом Московским и членом Святейшего Синода. Все решения, осуществлявшиеся им при создании нового комплекса, отвечали глубинным движениям его души. Вифания стала его домом, последним жизненным прибежищем. Долгие моления в лесу, скромная повседневная одежда, неприхотливость в пище — вот что отмечали современники, посещавшие Вифанию. В 1786 г. он перенес из Лавры в новую обитель для ее освящения деревянную раку, в которой святые мощи Преподобного покоились несколько столетий.

В оригинальном двухъярусном Преображенском соборе нижний храм, освященный в качестве «пещерного» в память воскрешения Лазаря, был соответственно оформлен в виде горного массива (горы Фавор), увитого травами и цветами. Там же было заранее намечено и место будущего погребения митрополита Платона.

Вифанская обитель создавалась на первоначальном этапе с 1783 г. в роли кладбищенского отделения Лавры, а с 1797 г. была преобразована во второклассный училищный монастырь. Богослужения в храме, престолы и ризница заполнялись предметами не из драгоценных, а наиболее простых материалов, что впоследствии практиковалось в скитах XIX в.

Одновременно со строительством Вифании митрополит восстановил в статусе пустынь несколько упраздненных и запущенных монастырей, таких как Николо-Бирлюковская, Николо-Песношская, Введенская Оптина.

Известно, как в 1797 г. троицкий священноархимандрит встретил императорскую семью, прибывшую в Лавру и Вифанию после коронации Павла I, в ветхой ризе преподобного Сергия. Государь, привыкший к роскошным приемам, от неожиданности впал в гнев. Но владыка объяснил ему значение святыни: «Государь! Для встречи твоей мы облеклись в богатейшие одеяния сокровищницы нашей, на мне же видишь одеяния драгоценнейшее всех — ризу святого угодника Сергия». А для поклонения верующим митрополит Платон разместил и ризу, и посох Чудотворца у раки в Троицком соборе. И в дальнейшем лаврские настоятели (в частности святитель Филарет (Дроздов), ученик митрополита Платона) также облачались в ветхие ризы Первоигумена при встрече высоких гостей.

В 1782 г. священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Платон написал «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского чудотворца», в котором образным, эмоциональным языком воспроизвел известную историческую канву, поясняя эпизоды жизни и чудеса глубокими экскурсами в христианские первоисточники. В новой Вифанской пустыни в 1795 г. архиерей создал акафист преподобному Сергию Радонежскому. А в 1805 году московским митрополитом была опубликована «Краткая российская церковная история», над которой он годами работал в часы редкого досуга. Подчеркнем, что труд ученого архиерея был построен на летописном материале с привлечением архивных материалов. В Вифании же им была написана автобиография, ставшая впоследствии первоисточником для его учеников, почитателей и заинтересованных публицистов.

Своеобразным памятником митрополиту Платону предстают личные покои в Вифании, которые после его кончины бережно сохранялись монастырским сообществом на протяжении XIX в. В книге реконструирован их первоначальный вид.

О знаменитом архиерее XVIII столетия митрополите Платоне (Левшине) написано немало статей и книг, его имя и деяния не померкли на протяжении двух столетий. Однако издание «Вифания митрополита Платона» насыщено многими новыми и впервые обнародованными материалами, делающими его интересным для специалистов и увлекательным для любителей отечественной истории.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству совершила инспекционную поездку на подворье Никольского Черноостровского монастыря в с. Гремячеве

Архимандрит Порфирий (Шутов): Соловки притягательны для тех, кто ищет монашеской жизни [Интервью]

Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил панихиду в годовщину кончины настоятельницы Флоровского монастыря г. Киева игумении Антонии (Филькиной)

Подписано соглашение о сотрудничестве между Оптиной пустынью и Свято-Тихоновским университетом

В Издательстве МДА вышел первый номер нового научного журнала «Церковный историк»

Завершила работу VI Международная патристическая конференция, посвященная наследию святителя Василия Великого

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной патристической конференции, посвященной наследию святителя Василия Великого [Статья]

Открылась VI Международная патристическая конференция «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Кирилла «Христос Воскрес! Верить или не верить?»

Состоялась презентация книги А.В. Щипкова «Прямое высказывание»

Состоялось очередное заседание Научно-редакционного совета по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг.

В Издательстве Московской Патриархии вышло очередное переиздание служебной Минеи в 24-х томах

В рамках форума «Радость Слова» в Туле прошли конференции, посвященные развитию книгораспространения и взаимодействию Церкви и творческой интеллигенции

В Туле состоялась презентация трудов Святейшего Патриарха Кирилла

Издательство Московской Патриархии выпустило первую книгу новой серии «Популярная библиотека отцов и учителей Церкви»

В Издательстве Московской Патриархии вышла книга архимандрита Мефодия (Жерева) «Отец Иоанн Кронштадтский. 1829-1908»

Вышли в свет 7-й и 8-й тома научного издания документов Священного Собора 1917-1918 гг.

В Москве представили русскоязычное издание книги-альбома о принесении из Бари в Россию мощей святителя Николая в 2017 году