Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»
Версия для печати
12 февраля 2019 г. 20:20

12 февраля 2019 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошла конференция, приуроченная к третьей годовщине со дня исторической встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Гаване. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые господа! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня отмечается третья годовщина со дня исторической встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоявшейся 12 февраля 2016 года в аэропорту столицы Республики Куба города Гаваны. Эта первая в истории встреча Предстоятелей двух Церквей стала результатом многолетнего диалога и, в свою очередь, определила перспективу развития наших двусторонних отношений на многие годы вперед.

Именно в силу основополагающего значения Гаванской встречи было решено ежегодно отмечать это событие совместной конференцией на одну из актуальных тем, затронутых в Совместной декларации, которая была подписана по итогам переговоров Папы и Патриарха. Первая годовщина встречи в Гаване отмечалась нами во Фрибургском университете в Швейцарии в 2017 году, и там мы говорили об общем значении этого события для отношений между двумя Церквами. В феврале 2018 года, в связи со второй годовщиной Гаванской встречи, мы провели в Вене конференцию о положении христиан на Ближнем Востоке как основной проблеме, послужившей причиной для организации встречи Папы и Патриарха. На конференции был представлен каталог разрушенных христианских храмов и святынь Сирии, подготовленный благодаря православно-католическому сотрудничеству по оказанию помощи нашим ближневосточным братьям.

К третьей годовщине Гаванской встречи, которую мы отмечаем в Москве, приурочена международная конференция «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью», поскольку тема эвтаназии как одна из актуальных проблем современности затрагивается в Гаванской декларации. Рад приветствовать в Москве председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха, президента Папской академии жизни архиепископа Винченцо Палью, сопровождающих его сотрудников Папской академии, принимавших участие в организации данной конференции, всех уважаемых участников конференции и гостей.

Одной из центральных тем Гаванской декларации является тема христианского мученичества от первых веков церковной истории до наших дней. Говоря о свидетельстве христиан в XX веке и в наше время, Предстоятели двух Церквей не могли обойти молчанием и феномен секуляризации, который все более ощущается в традиционно христианских странах Европы. В то время как на Ближнем Востоке верующие во Христа подвергаются преследованиям и геноциду, в странах европейской цивилизации, обязанной столь многим христианскому наследию, в том числе и самим понятием прав человека, во имя этих самых прав христиане испытывают на себе проявления дискриминации, а христианские символы и другие выражения христианской веры вытесняются из общественной жизни. По убеждению как Патриарха Кирилла, так и Папы Франциска, Европа нуждается в христианских ценностях, которые, без преувеличения, являются основополагающими для ее культуры. И Папа, и Патриарх много раз подчеркивали эту мысль в своих выступлениях и текстах, но в Гаване два защитника христианских корней Европы смогли объединить свои голоса в общем призыве, обращенном к христианам Востока и Запада, вместе свидетельствовать «о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией» (п. 16).

В Совместной декларации подчеркивается, что христианские ценности не сводятся исключительно к символам или внешним выражениям веры. Милосердие должно занимать первое место в христианском свидетельстве. Только в этом случае такое свидетельство будет вызывать доверие в мире, который больше не верит в красивые слова. Именно поэтому сразу после упоминания о христианских корнях в Совместной декларации уделяется внимание социальным вопросам. Проблема справедливости, в том числе и в европейском обществе, является ключевой как для Православной Церкви, так и для Римско-Католической Церкви, которые в наше время считают чрезвычайно актуальным призыв к солидарности со всеми страждущими — с бедными, эмигрантами, беженцами, преследуемыми, престарелыми и всеми оказавшимися на обочине общественной жизни.

В этом контексте Совместная декларация обращает внимание, в том числе, и на проблему семьи в секуляризованном обществе. Защищать семью значит защищать жизнь как дар Божий. Современный человек способен манипулировать чужими жизнями, не признавая присутствие образа Божия в каждом с момента рождения до его естественной смерти. Такое отношение выражает себя повсюду — от убийства еще не рожденных детей до биотехнологических экспериментов и так называемой эвтаназии. В ряде западных стран права человека превратились, по сути, в инструмент манипулирования большинством, борьба за права человека становится диктатурой меньшинства по отношению к большинству. Признание легальной возможности добровольного ухода из жизни, так называемой эвтаназии, в том числе и несовершеннолетних детей, — это еще один зловещий результат извращенного толкования прав человека. Несовершеннолетний ребенок не имеет гражданской дееспособности — он, например, не может голосовать или самостоятельно вступать в сделки гражданско-правового характера, поскольку общество признает, что у него недостаточно возможностей для принятия ответственных решений. Однако в Европе государство дает согласие на детскую эвтаназию, полагая, что в этом акте оно придерживается принципов гуманизма и человеколюбия.

Еще в 2000 году, формулируя «Основы социальной концепции», Русская Православная Церковь однозначно определила эвтаназию как «форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент» (п. XII). В своем докладе в Храме Христа Спасителя на Епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2004 г. блаженной памяти Святейший Патриарх Алексий II подчеркивал глубоко антихристианский характер этого феномена: «Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении — это крайняя степень отпадения от Бога… Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе как скрытый или явный сатанизм, дьявольщину». О том же в своих публичных выступлениях многократно говорил Святейший Патриарх Кирилл.

Эвтаназия является преступлением человека против самого себя и против общества. Разрешенная в масштабах целой страны, эвтаназия говорит о глобальной духовной болезни. Ее пропаганда в конечном итоге может превратиться в смертоносную государственную идеологию, как только количество людей преклонного возраста станет для этой страны социальной проблемой. Таким путем созидается «цивилизация смерти» вместо «цивилизации любви», о которой как о задаче христианского общества так много писал Папа Иоанн Павел II. Папа Франциск и Патриарх Кирилл обращаются к молодым поколениям с призывом воплощать в жизнь «евангельские заповеди о любви к Богу и ближним» (п. 22). Необходимой предпосылкой для этого является уважение «неотъемлемого права на жизнь». Предстоятели двух Церквей подчеркивают, что «распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом». В этой связи Папа и Патриарх выражают озабоченность «все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью — это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию», и напоминают «о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца» (п. 21).

Хочу пожелать, чтобы конференция, впервые организованная на столь актуальную тему совместно Отделом внешних церковных связей, Папской академией жизни и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, способствовала более глубокому богословскому и научному осмыслению вопросов жизни и смерти человека в современном технологическом обществе, в развитие положений Совместной декларации Папы Франциска и Патриарха Кирилла, сформулированных три года назад.

Желаю всем вам плодотворной работы и призываю на вас Божие благословение.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве состоялось очередное заседание рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог»

Святейший Патриарх Кирилл посетил концерт хора Киевских духовных школ в кафедральном соборе Страсбурга

Святейший Патриарх Кирилл посетил концерт хора Киевских духовных школ в кафедральном соборе Страсбурга

Святейший Патриарх Кирилл встретился с группой паломников Римско-Католической Церкви

В Москве прошло очередное заседание Церковно-общественного совета по биоэтике

В Москве прошла международная конференция, посвященная теме «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: Религиозный опыт не имеет ничего общего с галлюцинациями [Интервью]

Состоялось пятое заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ

Состоялось третье заседание Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии

Состоялась встреча Патриаршего экзарха всея Беларуси с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян

Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском встретился в Дамаске с Патриаршим викарием Сирийской Ортодоксальной Церкви

Состоялось заседание Объединенного диссертационного совета по теологии ВАК

Магистерская программа «Христианские источники». Интервью ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона [Интервью]

В Общецерковной аспирантуре прошел семинар для руководителей и сотрудников епархиальных информационных отделов

Поддержка абортов как яркий пример кризиса христианской нравственности [Статья]

Состоялся визит председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды в Ватикан

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги-альбома «Принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию 21 мая — 28 июля 2017 года» [Приветствия и обращения]

В Москве представили русскоязычное издание книги-альбома о принесении из Бари в Россию мощей святителя Николая в 2017 году

В Москве прошло очередное заседание Рабочей группы по культурному сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью

Состоялось пятое заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ

Председатель ОВЦС встретился с генеральным секретарем «Ассамблеи народов Евразии»

В столице Таджикистана прошли V Иоанновские чтения на тему «Христианство и ислам»

Состоялось третье заседание Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии

Другие статьи

Поддержка абортов как яркий пример кризиса христианской нравственности

Актуальность межрелигиозного диалога в современной системе международных отношений

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных и региональных конфликтов»

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги о принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании Президиума Межрелигиозного совета России

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона участникам XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Лиссабоне на тему «Русская Православная Церковь и помощь христианам Ближнего Востока»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на тему «Будущее христианства в Европе»