Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Таллинский Евгений: Задача священника — понять, зачем человек зашел в храм

Митрополит Таллинский Евгений: Задача священника — понять, зачем человек зашел в храм
Версия для печати
4 марта 2019 г. 15:33

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений дал интервью эстонскому новостному порталу Delfi, в котором рассказал о задачах Церкви, отношениях с политическими партиями и проблемах современной молодежи. С Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата беседовала старейшина таллинского района Ласнамяэ, член Центристской партии Мария Юферева-Скуратовски.

— Учитывая непростую ситуацию между Эстонией и Россией, да и последние события в православном мире (ситуация в Украине), хочется пожелать сил, терпения и мудрости на Вашем посту. Какими Вы видите Ваши задачи на ближайшие годы в Эстонии?

— Вы правильно отметили, что между Эстонией и Россией отношения непростые. Я считаю, что Церковь должна занимать такую позицию, которая способствовала бы взаимопониманию.

В Эстонии, согласно статистике, насчитывается около 200 000 православных. В то же время согласно опросам, проведенным на уровне ЕС, Эстония — самая нерелигиозная страна Евросоюза. Все это накладывает определенный отпечаток и на деятельность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

В первую очередь, я считаю очень важным налаживание взаимопонимания между прихожанами и священником внутри каждого прихода.

Поясню на конкретном примере. В 80-е годы, когда только-только был снят железный занавес, мы встретились с польским православным священником. Поскольку многие священники ранее за границей не бывали, то активно интересовались у польского коллеги, как в Польше построена религиозная жизнь, деятельность Церкви. Католическая Церковь очень сильна в Польше. Законодательно уже в те годы там было многое позволено, например, преподавание закона Божия в школах.

Один наш священник спросил: «А сколько человек в вашем приходе?» Польский священник ответил: «52 человека причащаются, восемь не причащаются, двое сопротивляются, а трое не пойми что». Это говорит о том, что священник так наладил приходскую жизнь, что полностью знает про каждого своего прихожанина. Чем они живут, дышат, каково их семейное положение. Вот этот тот самый приблизительный идеал, к которому должен стремиться священник каждого прихода.

— Настоятелям таллинских церквей удается приблизиться к идеалу?

— Нужно признать, что в условиях большого города такой идеал практически недостижим. Есть костяк прихожан, которые регулярно приходят, регулярно исповедуются, священник их знает, они знают священника. Хорошо, если вся семья ходит к одному священнику на исповедь. Это идеальный вариант. Но ведь немало «захожан» и «прохожан». Это, конечно, игра слов. Я хочу сказать, что задача священника понять, когда человек просто зашел в храм как турист — или пришел с внутренним смятением и не знает, к кому подойти. В любом случае все эти люди нуждаются в определенном внимании со стороны священника.

Всякая стратегическая задача складывается из множества тактических. Одна из тактических задач — организация приходской жизни в том или ином регионе. По своей сути и смыслу приходская жизнь — это душепопечение. Церковь встречает человека, идет с ним по жизни и провожает в последний путь. Если, конечно, человек сам не отрицает Церковь.

— А как должны выглядеть идеальные отношения Церкви и политиков?

— Начну с того, что священнику запрещается быть представителем какой-либо партии. Но он должен быть готов, что к нему могут приходить представители разных партий с совершенно разными вопросами. Один политик может прийти с просьбой, дескать, попроси, батюшка, чтобы за меня проголосовали прихожане, а другой политик придет потому, что у него в семье проблемы, и он ищет душевного равновесия.

И здесь нужно понимать, что у политических партий и Церкви задачи абсолютно разные. Если некая партия или политическая сила организует или реализует свою программу лишь на каком-то временном отрезке материальной жизни, то деятельность Церкви выходит далеко за пределы какого бы то ни было периода времени. Поэтому отношение к политическим партиям у Церкви ровное — одни партии лучше по своим программам, другие хуже, какие-то партии относятся к Церкви теплее, другие холоднее или вовсе отрицают.

А Церковь была во все времена — при рабовладельческом строе, при феодальном, при капитализме, при крахе капитализма в некоторых странах, при социалистическом строе. При том строе, который строил коммунизм. И мы помним деятелей, которые заявляли, что с попами в коммунизм нельзя входить. Мы все это проходили.

— Сейчас для Таллина встала особенно остро проблема трудных подростков, которые стали серьезной угрозой безопасности горожан минувшим летом. Какова позиция Православной Церкви в этом вопросе? Как вы справляетесь с проблемной молодежью?

— Трудные подростки — это проблема как для Церкви, так и для официальных властей. Многие дети лет до 13 с интересом ходят в воскресную школу, особенно если преподаватель смог пробудить в них интерес к знаниям. А потом, к 13-15 годам, наступает искушение. У молодого человека появляется горделивое самомнение, эгоизм, бунт против опеки родителей. Здоровья много, перед молодым человеком открываются большие пространства и новые возможности. Этот период нужно пройти и пережить. И в этот момент очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто смог бы подсказать. Родители часто уходят на второй план, а их нравоучение только вызывают противодействие и раздражение.

Хорошо, если родители приучили ходить на исповедь, хорошо, если у подростка есть контакт со священником. И тогда священник в зависимости от ситуации может либо мягко подсказать, или даже жестко осадить. Но у него нет рычагов воздействия, он не может запретить или наказать. Выслушал его 15-летний отрок, развернулся и ушел. А священнику остается только молиться за его благополучие. Но часто именно участие священника в духовной жизни молодого человека помогает тому понять, что он пошел по ложному пути.

Еще очень важно, чтобы у детей не было пустого свободного времени, которое ничем не занято. Ведь свободное время тоже можно проводить с пользой. Праздность у детей может привести к большим проблемам.

У Эстонской Православной Церкви есть молодежный отдел, руководит которым настоятель Казанской церкви г. Таллина. Начиная с 15 лет можно из воскресной школы перейти в молодежный отдел. Таким образом, Православная Церковь готова предлагать духовное развитие молодым людям в соответствии с их взрослением.

— Если ребенок ходил в воскресную школу, значит ли это, что в будущем он непременно станет верующим человеком или свяжет свою жизнь с Церковью?

— Абсолютно нет. И Церковь не ставит своей целью, простите за грубое слово, завербовать ученика воскресной школы в будущие священники. Ни в коем случае... Например, при разных монастырях организованы приюты для девочек, которые остались без родителей или вынуждены были покинуть семью. Никто не ждет, что эти девочки станут монахинями. С позиции Православия на человека нельзя воздействовать силой и принуждением, чтобы он стал монахом, монахиней или священником.

— Мы живем в мире инфотехнологий, а темп жизни постоянно ускоряется. Судя по всему, скоро мы лично познакомимся с искусственным интеллектом. Не ощущает ли Церковь конкуренции в лице высоких технологий?

— Есть такая проблема — гаджеты. Человек чуть ли не живет в своем смартфоне или планшете. Как-то я принимал участие в дискуссии на тему телевидения. Я говорил о том, что телевидение таит в себе определенную опасность. Мой оппонент утверждал: «Что плохого в том, когда показывают хороший фильм, который облагораживает душу, где добро побеждает зло?»

Знаете, есть принцип золотой середины, которому важно следовать во всем. Ну, к примеру, в VI веке жил святой, который вкушал только хлеб и воду, и то не каждый день. Что произойдет, если современный человек решит подражать этому святому? Скорее всего, катастрофа. Поэтому Церковь и Евангелие призывают нас к золотой середине. Церковь не говорит «не ешь!», она говорит «ешь, но не объедайся!». Она не говорит «не пей!», она говорит «пей, но не упивайся!».

Так и с хорошим фильмом, который облагораживает души и где добро побеждает зло. А если в этом фильме 120 серий и 10 сезонов? Тогда существует реальная опасность, что человек погружается в выдуманную сказку и начинает проживать не свою жизнь. Человек должен жить своей жизнью, думать о своих проблемах, бороться со своими грехами. А не думать о проблемах главного героя сериала.

И насчет ускоряющегося ритма жизни. Для того чтобы человек больше успевал, у него в помощниках теперь мобильный телефон или даже два, электронная почта, машина, самолет. А что в итоге? Мы везде спешим и никуда не успеваем! Так что с точки зрения Православия рецепт счастья только в Боге. И надо иногда задумываться о том, что человек на эту землю пришел на какое-то время, и рано или поздно за все свои дела и даже мысли придется давать отчет.

Delfi/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Братске завершилась организованная при поддержке Синодального отдела по делам молодежи Всесибирская молодежная коллегия

Состоялась встреча председателя Синодального отдела по благотворительности со студентами вузов Астрахани

При поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Братске проходит Всесибирская молодежная коллегия

Председатель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в молодежном православном форуме в Чебоксарах

Митрополит Волоколамский Иларион: Закон о «декриминализации» побоев не способствовал снижению остроты проблемы домашнего насилия [Интервью]

Варвары и умники [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Самой интересной личностью в истории человечества был и остается Иисус Христос [Интервью]

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи выступил на IV Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье семьи — здоровье нации»

Митрополит Таллинский Евгений встретился с премьер-министром Эстонии Юри Ратасом

Глава Казахстанского митрополичьего округа возглавил престольные торжества Александро-Невского кафедрального собора города Таллина

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Пюхтицком монастыре

Состоялись торжества по случаю 10-летия возрождения Нарвской епархии

Другие интервью

Протоиерей Николай Данилевич: Томос стал духовной «берлинской стеной» для украинского Православия

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий: Смиренно молиться, славить Рождество Христово — этим мы будем свидетельствовать, что мы Его дети

Митрополит Нижегородский Георгий: «Чем крепче духовно наши монастыри, тем больше влияния они оказывают на окружающий мир»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Церковь пытаются втянуть в геополитику

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «Традиция приема в семинарию вчерашних школьников себя изживает»

Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь: как и почему это произошло?

Услышьте клирошан

Наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин): Наша обитель неразрывно связана с историей трех славянских народов

Епископ Плесецкий Александр: Добрые дела должны быть наполнены духовным смыслом

Настоятель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Иоасаф (Вишняков): Паломники к нам приезжают со всей России