Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Зосимовой пустыни

Патриаршая проповедь в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Зосимовой пустыни
Версия для печати
16 марта 2019 г. 17:07

16 марта 2019 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завершилась первая седмица Великого поста — время особо благодатное, когда Церковь предлагает своим верным чадам замечательные средства духовного оздоровления. Первая неделя, если она проводится в соответствии с церковным уставом в молитве, в воздержании, в размышлениях, в первую очередь о себе самом, является совершенно особым средством духовного возрождения человека.

Жизнь наша сегодня чрезвычайно сложна, настолько быстро все вокруг нас меняется — как в плане внешних материальных факторов, так и в сфере культуры и духовной жизни. То, что еще вчера касалось незыблемым, совершенным, то, что являлось примером, сегодня перестает быть таковым. И в этой круговерти жизни современной цивилизации невероятно трудно сохранить свой внутренний мир от соблазнов, искушений и даже разрушения. И для тех, кто желает идти путем, предлагаемым Церковью, первая седмица Великого поста дает возможность посмотреть на себя, своих близких, родных, на свою работу, на то, что происходит в стране и обществе, с некоторой дистанции. И эта дистанция вызвана не безразличием, но, напротив, помогает увидеть то, что реально происходит. Первая седмица Великого поста и была для многих из нас временем отстранения от суеты мира — для того чтобы обострилось наше зрение и для того чтобы мы научились не только видеть, но и понимать суть происходящих событий, в первую очередь, чтобы мы могли понимать, что происходит с нами самими.

Последние слова молитвы святого Ефрема Сирина: «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Эти замечательные слова мы тоже должны правильно понять. Что означает видеть свои прегрешения? Каким органом чувств мы их видим? Зрением, осязанием, вкусом, обонянием? Конечно же, нет! Свои прегрешения видим силой своей совести.

Совесть есть чувство, которое дает нам понимание того, что мы делаем, правильно или плохо поступаем. Совесть помогает нам замерять уровень наших греховных поступков, уровень наших греховных мыслей. Но совесть — это хрупкий сосуд и хрупкое чувство. И если совесть постоянно ломать, если не слышать этот голос, а растаптывать его, то совесть начинает постепенно терять свою силу. Тогда перед человеком открывается бездна греха. Самый главный сдерживающий фактор — совесть — перестает сдерживать человека, и он погибает. Поэтому сохранение совести, сохранение способности видеть свои грехи, имеет огромное, может быть, даже первостепенное значение для жизни каждого человека, но особенно христианина: «дай мне зрети моя прегрешения».

Великий пост дает нам возможность о многом поразмышлять. Он дает нам возможность укрепиться духовно и в первую очередь приносить искреннее покаяние — так часто, как мы желаем это сделать. Собственно говоря, результат действия совести и есть покаяние. Только когда совесть начинает укорять нас, возникает необходимость освободиться от этого гнета, и единственным средством освобождения совести является покаяние.

Люди, которые благочестиво провели первую седмицу Великого поста, — не только те, кто имел возможность ходить в храм каждый день, но и православные верующие, которые из-за работы не могли быть в храме ежедневно даже во время первой седмицы, — обычно в пятницу и субботу исповедуются, с тем чтобы причаститься Святых Христовых Таин. А когда мы приходим на исповедь, мы должны совестью своею видеть свои прегрешения.

Исповедь не может быть механическим перечислением грехов, многие из которых уже оставлены и совершенно не актуальны. Странно, когда люди пожилые начинают каяться в том, в чем обычно стесняются каяться молодые. Такое впечатление, что от молодости до старости не было ни одной исповеди. Почему-то вспоминаются грехи молодости, а что же грехи сегодняшнего дня, в том числе у пожилых людей? Разве они отсутствуют? Автоматическое, бездумное перечисление грехов не имеет ничего общего с подлинной исповедью. Каяться надо в том, в чем ты считаешь необходимым покаяться, — в грехах, которые совестью твоею обличаются.

Вот тут-то и наступает самое, может быть, сложное — покаяться в том, в чем тебя обличает совесть и даже в том, в чем ты иногда сам себе боишься или стыдишься признаться. Исповедь дает возможность очищения души, разума, чувств. Исповедь дает возможность обрести подлинное освобождение от греха и начать жизнь с чистого листа. И хотя этот чистый лист довольно быстро заполнится грехами, но важно, чтобы каждый раз, приходя к покаянию, мы имели способность и силу подлинно приносить таковое пред крестом и Евангелием и раскрывать пред Богом свою душу, испрашивая прощения грехов.

У святителя Феофана Затворника есть замечательные слова: «Дверью спасения при потопе была дверь ковчега. А дверью спасения от потопа греха является покаяние». Как при потопе невозможно было спастись, не пройдя через эту дверь ковчега, так и сегодня, побеждаемые грехами, мы не можем войти в ковчег спасения, кроме как через дверь покаяния. И да поможет нам Господь воспользоваться этой дверью, отметая всякие предрассудки и все то, что мешает нам пред крестом и Евангелием принести истинное покаяние Богу в совершаемых грехах. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл совершит Первосвятительский визит в город Торжок

В день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары председатель Синодального отдела по благотворительности совершил Литургию в Марфо-Мариинской обители в Москве

В Сергиевом Посаде Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре [Патриарх : Проповеди]

Более миллиона гривен собрано в Великий пост для онкобольных детей Сумской области

В праздник Входа Господня в Иерусалим Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий возглавил праздничное богослужение в Киево-Печерской лавре

В селе Розваж Ровенской области сторонники «ПЦУ» захватили штурмом храм Украинской Православной Церкви во время службы

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Воскресения Христова в пос. Воскресенское [Патриарх : Проповеди]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь в день памяти апостолов Петра и Павла после Литургии в храме праведного Алексия Мечева в Вешняках г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре

Патриаршая проповедь после Литургии в Коневском Рождество-Богородичном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Вознесения Господня в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых в Страсбурге