Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в московском храме св. блгв. кн. Александра Невского в Александровке

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в московском храме св. блгв. кн. Александра Невского в Александровке
Версия для печати
24 марта 2019 г. 17:58

24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного князя Александра Невского в Александровке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке.

Мы знаем, что иногда даже после мимолетного знакомства хочется сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся быть с ним ближе.

А как замечательно, если именно лицезрение такого света помогает людям полюбить друг друга и создать семью! Не внешнего света, не блеска, который сопутствует жизни богатого и преуспевающего человека, а того самого света, который излучают глаза, лицо, который нельзя не заметить любому, даже не очень проницательному человеку. Другими словами, свет Божественной благодати присутствует в людях. И святые отцы Афона, размышляя на тему присутствия Божественной благодати в жизни людей, сказали в XIV веке, что тот самый свет, который присутствует в людях, который изменяет их жизнь, есть не естественный свет, а сама Божественная благодать, нетварная Божественная энергия. Собственно говоря, вся жизнь христианина должна быть направлена на то, чтобы стяжать эту энергию, чтобы эта энергия присутствовала в жизни. Для этого, конечно, необходимы особые усилия. Пост и молитва, на которых Церковь особенно настаивает в дни Святой Четыредесятницы, и являются доступными средствами для того, чтобы стяжать Божественную благодать, чтобы стяжать нетварную энергию.

Неслучайно, что во второе воскресенье поста Церковь об этом вспоминает и этому учит. Потому что Великий пост — это лучшее время побороть свои грехи и пристрастия, открыть свое сердце действию Божественной благодати. Мы вспоминаем о действии Божественной благодати, когда у нас еще остается пять недель, чтобы хоть в малой степени повторить дивный опыт святых, стяжавших благодать, стяжавших Божественный свет.

Что же может сильнее, чем Божественная благодать, действующая в нас, укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека, который почувствовал действие благодати в своем сердце, является сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками. Это событие мы сегодня и празднуем — утверждение простой и одновременно сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в жизни человеческого общества.

Господь да поможет нам, получившим это умудрение от святых старцев, попытаться в меру наших сил, возрастая духовно и борясь со своими греховными недугами, стяжать Божественную благодать, а вместе с ней надежду на спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге