Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Экономика и глобализм — православный взгляд

Экономика и глобализм — православный взгляд
Версия для печати
2 апреля 2019 г. 18:13

29 марта 2019 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Одно из направлений, которое будет разрабатываться экспертной группой комиссии, получило рабочее название «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд». Почему именно Церковь сегодня активно подключается к обсуждению проблем экономики? Об этом сайту телеканала «Царьграду» рассказал председатель комиссии, глава Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

— Владыка, Межсоборное присутствие в этом году отметит 10-летие. По меркам церковной истории это очень небольшой срок, а потому, скажем прямо, даже многие воцерковленные люди слабо представляют, чем же является эта структура. А потому для начала расскажите, пожалуйста, о том Межсоборном присутствии и принципах его работы.

— Для Русской Православной Церкви очень значимо соборное начало, главные ее решения принимаются Поместным Собором, Архиерейским Собором или Священным Синодом. Межсоборное присутствие — это рабочая площадка, где на основе анализа актуальных проблем вырабатываются документы, отражающие позицию Церкви как по значимым вопросам внутренней жизни, так и по различным аспектам взаимодействия Церкви и общества.

Межсоборное присутствие появилось в Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы привлечь клириков и мирян к обсуждению и выработке церковной позиции по самым актуальным вопросам современности. Мы прислушиваемся в первую очередь к мнению признанных экспертов и специалистов в своей сфере. Но и любой неравнодушный человек, обладающий профессиональным опытом и необходимыми знаниями, может присоединиться к открытой дискуссии, прислав свою реакцию на тот или иной документ, разработанный в рамках Межсоборного присутствия. Если его предложения найдут отклик, будут компетентны и конструктивны, то он может быть приглашен как эксперт для участия в работе профильной комиссии. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю читателей портала «Царьград» подключиться к этой дискуссии.

— То есть, можно сказать, что Межсоборное присутствие — это церковная экспертная площадка для обмена мнениями по самым актуальным и острым вопросам и для подготовки дальнейших соборных решений?

— Именно так. При этом нам важен результат: полемика ведется не ради полемики, но с целью поиска общецерковного консенсуса, опирающегося на глубокую оценку того или иного вопроса. Жизнь не стоит на месте, а стремительно идет вперед. Появляются новые вызовы, на которые нужно своевременно давать адекватные ответы.

Межсоборное присутствие ведет работу в разных форматах: круглые столы, семинары, совещания с приглашенными экспертами. В ходе предметных дискуссий по каждой теме готовятся конкретные предложения, которые выносятся на одобрение Церкви. Сначала они рассматриваются пленумом Межсоборного присутствия, потом — Священным Синодом, который определяет готовность документа и дальнейшие шаги по работе над ним.

Когда документ уже не требует доработки, он направляется на Собор. После же принятия документа Архиерейским или Поместным Собором духовенство и паства получают мировоззренческие ориентиры по данной теме. Вместе с тем комиссия может прийти к выводу, что время для формирования позиции не наступило, и постановить продолжить изучение темы.

Конечно, во все времена Церковь несет Благую весть и занимается спасением души человека. Она учит, что неизменная задача христианина — бороться с грехом в самом себе, чтобы стать жилищем Святого Духа и обрести Царство Божие, пребывающее внутри (см. Лк. 17:21). Но христиане также должны осмысливать реальность, в которой они живут. Сегодня она привносит в нашу жизнь множество новых явлений — таких как цифровизация, трансгуманизм, роботизация.

Кроме того, мы имеем дело с проблемами, которые стали «хроническими» для человеческой цивилизации. Загрязнение окружающей среды, исчерпаемость природных ресурсов, наращивание вооружений и средств массового уничтожения, экономическая турбулентность, межэтнические и религиозные конфликты, терроризм — все это определяет реальность XXI века, в которой живет современный человек. Всем этим вызовам следует давать оценку с христианских позиций.

— На прошедшем заседании возглавляемой Вами комиссии Межсоборного присутствия речь шла об экспертном направлении «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд». Почему Церковь обратилась к этой проблеме?

— Глобализация, понимаемая как экономическая, политическая и культурная интеграция, в которую в той или иной степени вовлечены все страны и народы, — это многоплановый и сложный процесс. С одной стороны, он предлагает планетарный взгляд на человечество, которое воспринимается как семья народов с единой судьбой, создаются механизмы беспрепятственной торговли. С другой стороны, глобализация может угрожать унификацией общественных и межличностных отношений, постепенным стиранием национальных и цивилизационных особенностей.

Унификация мировой экономики должна осуществляться в интересах всего человечества, а не узкого круга транснациональных корпораций, а сферы культуры и религии вообще не подлежат унификации.

Глобализация определяет и состояние мировой экономики в целом, и в каждой отдельной стране как ее сегмента. Сегодня именно экономическая сфера становится «полем борьбы» за доминирование на планете, за доступ к природным ресурсам, за право навязывать миру одну-единственную модель развития, в основе которой — погоня за прибылью и жесткая конкуренция. Православные верующие считают, что экономика должна быть не только эффективной, но и нравственной, соответствующей мировоззрению участников экономических отношений. И мы будем отстаивать эту точку зрения.

— Но в каком направлении экономические проблемы будут обсуждаться в рамках работы Межсоборного присутствия? Ведь не секрет, что современные отечественные экономисты по-разному видят пути развития нашей страны, в том числе в ее отношениях с тем же западным миром.

— Если говорить о вопросах глобальной экономики и ее нравственном измерении, то мы хотим обратиться к ведущим экономистам России. Экспертное сообщество представляют люди диаметрально противоположных взглядов: от либеральных до левых. Да, у каждого из них своя концепция экономического развития России, но Церковь хочет изучить все многообразие взглядов, чтобы сформировать свое пастырское отношение к кругу вопросов, связанных с экономической глобализацией.

— И все-таки, какие пагубные явления Церковь отмечает в современной жизни, в ее экономических аспектах?

— Нас особенно беспокоит культ потребления и гедонизма, который насаждается массовой культурой. Человеку внушается мысль, что единственная цель жизни — приобретение и обладание деньгами, предметами роскоши, престижными вещами. Люди вовлекаются в гонку за материальными благами. Человеком движет сребролюбие, алчность, гордыня, желание успеха. Многие привыкают жить в кредит, попадают в долговую ловушку. Жизнь проходит в суете, дефиците любви и покоя. Человеку некогда задуматься о Вечности, которая его ожидает, и тем более — приготовиться к ней. Он живет, даже не видя красоты этого временного мира.

Как-то мне довелось побеседовать с практикующим психологом. Она рассказала об основных проблемах, с которыми к ней приходят клиенты, и выделила два уровня страхов: глобальный и личный. На глобальном уровне люди боятся войны, терроризма, техногенных катастроф, климатических катаклизмов, социальных потрясений, экономического кризиса. Из-за этого они не строят оптимистичных планов на будущее, живут тревожными ожиданиями. Такое восприятие мира во многом сформировано СМИ, которые повышают свой рейтинг на негативных новостях и пугающих обывателя сюжетах — сеют «глобальные страхи». А испуганным человеком легче управлять и манипулировать.

На личном уровне люди измотаны борьбой за существование. Они жалуются на трудовые перегрузки, необходимость конкурировать, «бороться за место под солнцем». Бизнесмены боятся разорения, наемные работники страшатся увольнений и сокращений. Многие вынуждены экономить. Кто-то тревожится, что не выплатит кредит. Кого-то гнетет страх оказаться невостребованным на рынке труда или тяжело заболеть — где тогда взять средства на лечение? А что будет с пенсией, с курсом валют? Вопросы, вопросы…

Также вызывают страхи цифровые технологии в банковской сфере, что бумажные деньги вытесняются электронными. Люди боятся, что будут жить в «цифровом концлагере», когда их банковские карты в любую минуту могут быть заблокированы, а незащищенная личная информация окажется в руках кибермошенников. Круг экономических проблем сегодня действительно огромен.

— И что же в ответ на эти вызовы может предложить Церковь?

— Во все времена Церковь обращается к людям, живущим в треволнениях мира сего, словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11.28-30).

Пастырские слова, приносящие мир в сердца людей, не исключают деятельной заботы о преодолении социально-экономических проблем, разделения между богатыми и бедными, помощи нуждающимся.

Церковь смягчает нравы и сердца, призывает к любви и единению во Христе. Для православного сознания любая наша земная деятельность, труд, творчество имеют смысл, только если они являются соработничеством Господу.

Беседовал Михаил Тюренков

«Царьград»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре состоялось очередное собрание наместников и игумений

В Томской духовной семинарии прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Светское право и экономика в современной жизни Церкви»

В Издательском Совете прошел круглый стол, посвященный проблемам экономического и культурного суверенитета

Под редакцией игумении Ксении (Чернеги) вышел сборник «Положение об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета»

Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие. Первый опыт издания наследия отцов Русской Церкви в формате полного собрания творений [Интервью]

Сотрудник Издательского Совета принял участие в съезде Ассоциации книгоиздателей России

Состоялось очередное заседание коллегии Издательского Совета по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Нижегородский Георгий: «Своему призванию мы должны отдавать себя без остатка»

Митрополит Нижегородский Георгий: «Мы верим, что Господь пребывает среди нас, когда мы обсуждаем проблемы монашества»

Митрополит Воронежский Сергий: «Чтобы восторжествовала правда Божия на Земле…»

Преобладание сферы духа — залог здоровья души. Интервью митрополита Воронежского и Лискинского Сергия

Игумения Серафима (Шевчик): «Не надо воевать с народом Божиим»

Епископ Зеленоградский Савва: О переводе богослужения на русский язык не идет речи

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»

Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»

Митрополит Волоколамский Иларион: Русская Церковь не рассматривает вопрос о смене календаря и Пасхалии

Митрополит Волоколамский Иларион: В церковно-государственных отношениях посредник не требуется