Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Помочь наркозависимому — моральное право и моральный долг священника

Митрополит Волоколамский Иларион: Помочь наркозависимому — моральное право и моральный долг священника
Версия для печати
28 июня 2019 г. 19:59

22 июня 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Владыка, вопрос, с которого я хочу начать, — казалось бы, не совсем тема нашей программы, но эта ситуация вызвала такой резонанс в обществе и среди журналистов, что мы просто не можем ее обойти стороной. Речь идет о деле Ивана Голунова. В результате того, что ему подбросили наркотики, своих должностей лишились два генерала. Как Вам кажется, владыка, увольнение двух человек в результате скандала — этого достаточно?

Митрополит Иларион: Думаю, что само это дело вскрыло очень серьезные недостатки в работе правоохранительных органов. Уверен, что расследование, которое должно иметь место по результатам этого дела, призвано выявить степень коррумпированности сотрудников правоохранительных органов. В результате случившегося доверие к сотрудникам правоохранительных органов подорвано, и для того, чтобы его восстановить, необходимо провести самое тщательное расследование.

Когда я читал об этом деле и о том, как полицейские подбросили журналисту наркотики, я спрашивал себя: а сколько еще таких голуновых сейчас находятся за решеткой по ложному обвинению? Сколько подобных дел могло быть сфабриковано по чьему-либо заказу или злому умыслу? И сейчас люди, которые не получили такой общественной поддержки, потому что в отличие от журналиста Голунова они просто никому не известны, находятся за решеткой. Полагаю, что этот случай должен привести к пересмотру тех дел.

Дел, которые связаны с хранением наркотиков, очень много — сотни и тысячи. В последнее время было много публикаций на эту тему, и есть немало сомнений в объективности следственных дел, которые приводили к приговорам за хранение наркотических средств. Речь не о людях, которые занимаются торговлей наркотиками и которых вполне справедливо сажают за решетку. Речь о людях, у которых найдены (или, как у Голунова, якобы были найдены) какие-то порции наркотиков. Причем, как я читал в одной публикации, очень часто находят именно такое количество того или иного наркотического вещества, которое необходимо для вынесения приговора, предполагающего большой тюремный срок.

Е. Грачева: Для того, чтобы защитить свои права, необходимо до принятия решения об аресте подать заявление в прокуратуру. Тогда человеку может повезти, и он обойдет эту меру пресечения. Но в большинстве случаев у задержанных по таким делам возможностей написать в прокуратуру просто нет. Как при содействии Церкви можно помочь невинно задержанным, невинно осужденным? Например, есть ли возможность создать горячую линию, состоящую из адвокатов, священников, общественников, которые смогут вмешаться и сделать любое дело резонансным, сделать из любого дела «дело Голунова»?

Митрополит Иларион: Я не думаю, что Церковь может подменять собой правоохранительные органы или прокуратуру. Но когда к нам обращаются по подобного рода делам, мы всегда стараемся найти возможность помочь людям.

Я как председатель Отдела внешних церковных связей порой сталкиваюсь со случаями задержания и ареста наших соотечественников в дальнем зарубежье. Иной раз обращаются родители людей, задержанных, в том числе, по делам, связанным с наркотиками — их сбытом (или якобы сбытом) и хранением (или якобы хранением). И мы тогда стараемся помочь, найти адвокатов, мы стараемся выйти на соответствующие органы этих стран для того, чтобы расследование было объективным.

Если говорить о нашей стране, нужно отметить: мы, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы расследования подобных дел были объективными. И то, что произошло с Голуновым, вскрыло очень серьезный изъян в работе правоохранительных органов. Повторюсь, я не думаю, что будет правильным, если дело ограничится показательным увольнением из МВД двух генералов, проведением расследования и закрытием дела в отношении журналиста (собственно, его уже закрыли), а все остальные подобные дела останутся в том же состоянии, в котором находятся сейчас.

Полагаю, что необходима тотальная проверка работы правоохранительных органов, в том числе на предмет возможности коррупции в правоохранительных органах и на предмет возможности заказных дел, когда полицейские подбрасывают наркотики человеку, которого потом сажают за решетку. Может, все дело было в том, что какие-то люди «заказали» этого человека, проплатили полицейским, они выполнили свою «работу» и получили деньги? А человек теперь находится за решеткой.

Е. Грачева: Владыка, мы редко поднимаем тему коррупции в следственных органах. Каким Вам видится ее масштаб?

Митрополит Иларион: Похоже на то, что масштабы коррупции в следственных органах очень значительны. По крайней мере, согласно недавней публикации, каждый девятый осужденный за коррупционные преступления в нашей стране являлся сотрудником правоохранительных органов. Это очень высокий процент для тех структур, которые должны были бы пользоваться абсолютным доверием у населения. Сейчас этого доверия нет — оно подорвано, и для того, чтобы его восстановить, я думаю, требуется очень серьезная «чистка» правоохранительных органов, очень серьезный самоанализ, а также пересмотр тех дел, в которых может быть заподозрена подобного рода коррупционная составляющая.

Надеюсь, что люди, которые считают себя невинно осужденными, смогут подать соответствующие апелляции в наши правоохранительные органы, в следственные органы, обратиться к уполномоченному по правам человека, к уполномоченному по правам бизнесменов для того, чтобы был инициирован пересмотр их дел.

Кстати, мне известно о делах, которые были сфабрикованы против наших бизнесменов. К сожалению, ситуацию, когда один человек хочет, как сейчас принято говорить, «отжать» у другого бизнес, можно назвать очень типичной для нашей страны. С этой целью подкупаются представители следственных органов, полицейские, устраивается некий судебный процесс и невинному человеку выносят приговор. Он оказывается в местах лишения свободы, его бизнес рушится. И тот человек, который хотел «отжать» чужой бизнес, покупает его за бесценок. Такая схема существует, и уполномоченный по правам бизнесменов Борис Юрьевич Титов ставит в известность о подобных случаях Президента. Мне известны случаи, когда после того, как на случаи злоупотребления обращал внимание глава государства, такие дела закрывались и невинный человек избегал осуждения за преступление, которое он не совершал.

Е. Грачева: В деле Голунова, как мы понимаем, наркотики вообще не имели места. Тем не менее, поскольку именно они были поводом для ареста журналиста, в СМИ поднялась дискуссия относительно того, как нужно отслеживать наркозависимых, как ставить их на учет, как задерживать тех, кто наркотики сбывает, и нужно ли проводить тесты на употребление наркотических веществ. Вновь поднялась тема обязательного тестирования школьников на наркотики. Как Вам кажется, должно ли быть такое тестирование несовершеннолетних с передачей результатов этих анализов родителям?

Митрополит Иларион: Не думаю, что могу входить в эту весьма сложную и деликатную проблему. Но если говорить о наказании, я полагаю, что ему, прежде всего, должны подвергаться те, чья вина в сбыте наркотиков доказана. Такие люди должны получать соответствующие наказания, должны оказываться за решеткой.

Если говорить о хранении наркотических веществ, то это другая тема, потому что хранение, как мы видим из обсуждаемого дела, прежде всего, нужно доказать. Очень легко человека обвинить в том, что он хранит наркотики, в этом плане каждый из нас оказывается в каком-то смысле уязвимым. Мы все, например, постоянно куда-то ездим, летаем, у нас есть чемоданы, рюкзаки. Ничего не стоит злоумышленнику подбросить в рюкзак какого-нибудь человека несколько граммов наркотика. А потом это будет выявлено и владелец рюкзака окажется арестован. И как ему доказывать, что это не он туда положил наркотическое вещество, что он ничего не знал? Случай, который произошел, должен, прежде всего, привести к созданию механизмов защиты тех людей, которые не имеют отношения к наркотикам — не употребляют их и не хранят — от того, чтобы они были осуждены в случае, если наркотическое вещество им будет подброшено. Это первый момент.

Второй момент касается тех людей, которые реально употребляют наркотические вещества. Наркотики в нашей стране запрещены, и очень хорошо. Я надеюсь, что мы никогда не доживем до того момента, когда по примеру Голландии и ряда других стран в России разрешат наркотики. Что делать с наркозависимыми людьми? Конечно, их нужно лечить.

Третий момент — как предохранить наших школьников, нашу молодежь от употребления наркотиков. Я думаю, что здесь должна проводится очень серьезная работа. В нее должны быть вовлечены руководство школ, учителя, классные руководители, родители учеников. Мы должны всем миром противостоять этому пагубному явлению. Не думаю, что можно просто ограничиться тестированием школьников на употребление наркотиков, — необходима комплексная продуманная программа.

Очень важно объяснять молодым людям, в чем вред наркотиков. Приведу простой пример. У нас сейчас любой кинофильм или телесериал, в котором кто-либо берет в руки сигарету, предваряется предупреждением о том, что курение вредит здоровью. Но сериалы и фильмы, в которых употребляют наркотики, не предваряются никаким подобным предупреждением. Почему? Я думаю, что этот вопрос следовало бы задать представителям и киноиндустрии, и телеиндустрии, и тем людям, которые несут ответственность за распространение подобного рода видеопродукции.

Е: Грачева: Владыка, я неслучайно вспомнила про школьников. В России для государства человек становится совершеннолетним, когда ему исполняется 18 лет. А в Церкви, можно сказать, ребенок «взрослеет» гораздо раньше: уже с 7 лет священники исповедуют детей без родителей. В этой связи у меня вопрос: если такой несовершеннолетний маленький человек исповедуется в том, что он впадает в зависимость от наркотиков, как ему может помочь Церковь? Будет ли рассказано об этом взрослым?

Митрополит Иларион: У нас есть тайна исповеди, которая не раскрывается ни при каких условиях. Если человек — совершеннолетний или несовершеннолетний — рассказал что-то на исповеди, священник не имеет права рассказать о том, что услышал, кому бы то ни было — даже его родителям, даже близким. Но священник имеет не только моральное право, но и моральный долг помочь такому человеку. Если кто-то, является он совершеннолетним или нет, приходит к священнику и говорит о том, что употребляет наркотики, то священник должен употребить все возможные усилия для того, чтобы рассказать человеку о пагубности наркотиков. Если такой человек уже находится в зависимости от психоактивных веществ, то священник может порекомендовать ему обратиться в специализированный центр для работы с наркозависимыми.

Зачастую такие центры создаются при православных приходах. При московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, настоятелем которого я являюсь, есть группа анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, которые приходят для того, чтобы избавиться от своей тяжкой зависимости. С ними проводится комплексная программа, в которой участвуют и священники, и врачи-специалисты. Это программа направлена не просто на то, чтобы человека отучить от употребления психоактивных веществ, а на полное перерождение личности человека, на то, чтобы сделать употребление наркотиков для него ненужным, чтобы пустота, которую эти вещества заполняют, была заполнена чем-то другим.

У Церкви есть большой и очень позитивный опыт работы с такого рода людьми. И мы видим, как страдающие зависимостями люди, которые поступают в подобные центры, полностью духовно и нравственно перерождаются. Они не только освобождаются от алкогольной или наркотической зависимости, а просто становятся другими людьми.

Е. Грачева: В эти группы берут только крещеных людей или туда могут прийти и некрещеные, может быть, мусульмане? Есть такие прецеденты?

Митрополит Иларион: Я не слышал о случаях, чтобы мусульмане занимались в таких кружках при православных храмах, но это не значит, что подобных прецедентов нет. Думаю, что они есть. В принципе, такие группы открыты для всех людей. Другое дело, если там участвуют православные священники, если все это вправлено в раму приходской работы, то, конечно, православный священнослужитель не будет скрывать свое вероисповедание, он не будет в угоду политкорректности отказываться от очень действенных средств, которые имеются в Церкви для борьбы с этими недугами. И тут уже зависит от самого человека, захочет ли он принять такой метод врачевания или нет.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Зачем нужны четки?

Митрополит Иларион: Чтобы ответить на этот вопрос, я покажу, что такое четки. Вот они у меня на руке. Это предмет, который изготовляется, как правило, вручную. Он состоит из сотни узелков, которые используются для того, чтобы считать количество прочитанных молитв. Речь идет, прежде всего, о практике молитвы Иисусовой, когда человек про себя произносит в течение определенного времени слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В практике этой молитвы, ее еще называют непрестанной молитвой, используют четки для того, чтобы знать точное количество произнесенных Иисусовых молитв. Четки помогают не считать про себя, а сосредоточиться на молитве.

Прежде всего, четки используются монахами. У многих из них есть правило прочитать в течение дня некоторое количество Иисусовых молитв — например, сто или двести, или пятьсот.

Иногда четки используются мирянами для домашнего молитвенного правила. Бывают ситуации, когда человек по каким-либо причинам не может прочитать молитвы по молитвослову — например, когда он находится в самолете. И тогда очень удобно молиться по четкам. Святые отцы напоминали о том, что произнесение молитвы Иисусовой приносит очень большую пользу, потому что, постоянно произнося эту молитву, мы, прежде всего, вспоминаем имя Господа Иисуса Христа, а само это имя имеет чудотворную силу. Только очень важно, чтобы мы не механически произносили эту молитву, но с чувством присутствия Господа в нашем сердце.

Кроме того, Иисусова молитва помогает человеку внутренне сосредоточиться, успокоиться. Она является ответом Церкви на рекомендацию, которая впервые прозвучала Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам. Обращаясь к христианам города Салоники, апостол сказал: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Как человек может непрестанно молиться в повседневной жизни? Церковь нашла способ непрестанной молитвы и это молитва Иисусова.

Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16-18). Желаю вам всего доброго, и да хранит вас всех Господь!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В «Школе консультантов "Фавор"» пройдет онлайн-обучение по помощи зависимым и их близким

На Рождественских чтениях прошла секция по церковной помощи наркозависимым

Участники Международных Рождественских чтений обсудили церковную помощь зависимым людям

Актуальные вопросы помощи наркозависимым обсудили на XI Общецерковном съезде по социальному служению

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие» [Интервью]

Представители Церкви приняли участие в форуме «Традиционные ценности народов Востока и современный мир» в Таджикистане

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Отдела внешних церковных связей и Патриаршим экзархом Западной Европы

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Отдела внешних церковных связей и Патриаршим экзархом Западной Европы