Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Издательский Совет провел в Твери конференцию, приуроченную к 450-летию мученической кончины святителя Филиппа, митрополита Московского

Издательский Совет провел в Твери конференцию, приуроченную к 450-летию мученической кончины святителя Филиппа, митрополита Московского
Версия для печати
3 июля 2019 г. 13:46

2 июля 2019 года в Успенском соборе Отроча монастыря г. Твери прошла конференция «Образ святителя Филиппа в литературе и искусстве. Стояние Церкви в правде: прошлое, настоящее, будущее». В мероприятии, приуроченном к 450-летию мученической кончины святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, приняли участие более 100 человек.

Организаторы конференции — комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации, Тверская епархия, Издательский Совет Русской Православной Церкви.

С приветственным словом к собравшимся обратился управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, напомнивший, что еще в Византии была сформулирована идея симфонии, то есть соработничества государства и Церкви. Владыка Савва с сожалением отметил, что на практике далеко не всегда удается достичь идеала симфонии, и в подобных случаях от духовных пастырей всегда требуется мужество твердо стоять в истине, не отступаясь от евангельских идеалов.

По словам председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента, пастырский подвиг святителя Филиппа связан не только с его эпохой, но и с XX столетием, и с настоящим временем, т.к. суть его подвига — вне времени, а потому сердце твердо верующего христианина всегда и неизменно будет откликаться на деяния святителя Филиппа.

Митрополит Климент, в частности, сказал: «Святитель Филипп в одном из посланий, адресованных братии Соловецкого монастыря, писал: "Бога ради, живите любовно!" Его поступки имели не столько политическую или социально-экономическую подоплеку, сколько религиозную. Видя, что рядом с ним творятся небывалые жестокости, кровь льется рекой, а сам правитель Иван Грозный не слушает Церковь, когда та печалуется о судьбах опальных людей, митрополит Филипп решил защитить дух любви, неизменно живущий в православном вероучении. Он увещевал царя тайно, потом явно отказал ему в благословении. Не поддавшись нажиму, святитель Филипп стоял твердо. Он занял позицию истинного пастыря, ради Истины не жалеющего себя самого. Последствия его духовной стойкости были для Филиппа самыми тяжелыми: его близких казнили, он сам подвергся поруганию и как простой монах был сослан в Тверской Отроч монастырь. Здесь в 1569 году приял венец мученической кончины».

По словам владыки Климента, Церковь часто сталкивалась с необходимостью защищать основы веры, в том числе добродетель любви к ближнему. В частности, архиерей отметил: «Это происходило при раннехристианских мучениках, во времена святителя Амвросия Медиоланского, при святитела Иоанне Златоусте. Да и у нас на Руси пастырь иной раз должен был возвыситься над бренным земным существованием и отдать свою жизнь за веру. Так произошло, например, со святым Леонтием Ростовским, павшим от рук язычников, и со святителем Гермогеном, уморенном голодом за свое твердое стояние в Православии. С кончиной святого Филиппа пастырское мученичество за веру далеко не иссякло в Русской Церкви. Подвиг его, хорошо известный любому образованному человеку в дореволюционной России, любому сколько-нибудь знающему представителю духовенства, при наступлении темных времен зажигал в сердцах потребность следовать христианскому долгу. Окинем взором XX столетие. Сколь страшно пострадала Русская Церковь! Сколь много храмов подверглось разрушению! Сколь сильно давило государство на верующих, заставляя их отойти от веры! Но в России нашлось более тысячи православных мучеников и исповедников, предпочитавших жестоко страдать и погибать, лишь бы оставаться с Богом. А священники и архиереи, жившие в ту мрачную эпоху, исполнялись Духа Святого и продолжали свое пастырское служение в любых условиях. Все это, так или иначе, последователи святого Филиппа, святого Амвросия, святителя Иоанна Златоуста. Подвиги их, как и подвиг святителя Филиппа, важны не только для Церкви и всего сообщества воцерковленных людей. Стояние Церкви в правде имеет громадное значение для культуры, особенно для культуры нашей страны, основанной на Слове, построенной на христианском фундаменте. Слово божественное переплетается у нас со словом высокой культуры, евангельские смыслы вошли в плоть и кровь литературы, искусства, этики творчества. В России то, что на Западе именуют "гуманизмом", называется "человечностью". А человечность предполагает каждодневные, осознанные усилия к сохранению образа Божия в человеке, и, следовательно, сохранения любви к ближнему, доброты, милосердия, смирения».

Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета Д.М. Володихин в докладе «Образ святителя Филиппа Московского в литературе и искусстве наших дней» проанализировал произведения художественной литературы и кинематографа, где присутствует образ святителя Филиппа. Докладчик отметил, что фильм Алексея Салтыкова «Гроза над Русью» 1992 года и телесериал Андрея Эшпая «Иван Грозный» 2009 года наиболее полно и правдиво отражают жизнь святителя и его роль в истории России, тогда как во многих других произведениях содержатся исторические ошибки и неудачные трактовки образа архипастыря.

Глава Историко-просветительского общества «Радетель» доктор исторических наук С.В. Алексеев выступил с докладом «Отстаивание Церковью истины Христовой в ситуациях внешнего давления». Ссылаясь на средневековые исторические источники, он привел ряд примеров, как иерархи Русской Церкви домонгольской эпохи достойно исполняли свой пастырский долг в сложных, порой конфликтных ситуациях.

В ходе конференции с докладами также выступили настоятель храма св. вмч. Никиты, член богослужебной комиссии Тверской епархии протоиерей Георгий Белодуров и научный сотрудник Кировского историко-краеведческого музея Калужской области В.В. Хухорев.

Конференция прошла в рамках работы направления «Церковь и культура» комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Издательский Совет/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества

В Сретенской духовной семинарии прошел круглый стол «Искусственный интеллект — взгляд ученых и оценка Церкви»

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий провел заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению

Круглый стол «Церковь и современный театр» прошел в Издательском Совете

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию

В Троице-Сергиевой лавре завершилась конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях»