Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий к новациям в законодательстве о паломнической деятельности религиозных организаций и туризме

Комментарий к новациям в законодательстве о паломнической деятельности религиозных организаций и туризме
Версия для печати
11 июля 2019 г. 14:44

Комментирует руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). Материал опубликован в журнале «Приход» (№ 4, 2019).

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 03.07.2019 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"».

Законопроект был инициирован Русской Православной Церковью при поддержке традиционных конфессий и в первом чтении предусматривал исключительно поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части правового регулирования паломнической деятельности религиозных организаций.

Однако в дальнейшие планы входило внесение поправок в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Поскольку редакция законопроекта, принятая в первом чтении, соответствующих поправок в данный федеральный закон не предусматривала, в СМИ активно распространялись ошибочные домыслы о том, что право на организацию поездок к святым местам получат исключительно религиозные организации.

Граждане посещают святые места либо как паломники для молитвы и поклонения, либо как туристы — для осмотра и получения информации. Эту альтернативу необходимо сохранить. Закон вносит поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», позволяющие туристическим фирмам организовывать поездки к святым местам при соблюдении ряда требований, о которых будет сказано ниже.

На стадии разработки законопроекта мы столкнулись с противодействием лоббистов интересов туристического бизнеса, которые пытались исключить из проекта федерального закона норму, закрепляющую исключительное право религиозных организаций и созданных ими паломнических служб (которые одновременно могут быть туроператорами) на осуществление паломнической деятельности. Удалось сохранить в тексте проекта эту важную норму, которая не позволяет туроператорам и турагентам (за исключением тех, которые созданы религиозными организациями) самостоятельно организовывать паломничества к святым местам. Вместе с тем, они могут быть привлечены религиозными организациями к организации паломнических поездок.

Следует особо отметить, что паломнические службы, созданные религиозными организациями, могут одновременно заниматься туристической и паломнической деятельностью. Тем самым в максимальной степени учтены интересы религиозных организаций.

Еще одной задачей, которую удалось решить, является закрепление преимущественного права гидов (экскурсоводов) религиозных организаций на проведение экскурсий при посещении паломниками и туристами святых мест. Теперь гид (экскурсовод) турфирмы получит возможность провести экскурсию на территории религиозной организации только в том случае, если такая возможность закреплена в соглашении между религиозной организацией и турфирмой. В остальных случаях экскурсии будут проводить гиды монастырей и приходов.

Важно отметить, что мы отказались от термина «туризм в религиозных целях». Этот термин, закрепленный в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», исключен из текста закона для того, чтобы избежать имитации паломничества.

Дело в том, что в реальности туризм в религиозных целях не существует. Турист, посещая святое место, одновременно посещает местные достопримечательности (например, музеи), и самое главное — он не преследует цели участия в богослужении, проживания и трудов при монастырях и религиозных общинах. Для него главное — получение информации о святыне. Именно поэтому «религиозная цель» у туриста не является определяющей, а вот паломник преследует именно эту цель, о чем прямо сказано в законопроекте.

Как уже было замечено, турфирмы при организации поездок к святым местам должны обеспечить соблюдение своими представителями и туристами определенных требований, а именно к правилам поведения и внешнему виду, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций. Тем самым фактически запрещается:

неуважительное к святыне поведение туриста или туроператора на территории религиозной организации,

появление туриста или туроператора в неподобающей одежде в действующих обителях и храмах и т.д.

Религиозная организация и (или) ее паломническая служба могут заключить соглашение с турфирмой, определяющее условия проживания, питания туристов на территории религиозной организации. Таким образом, религиозная организация может размещать и кормить на своей территории не только паломников, но и туристов.

Полагаю, что комментируемый закон вполне сбалансирован, с точки зрения учета интересов граждан, религиозных организаций и туроператоров.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси в Гродно возглавил торжества, посвященные Коложской иконе Божией Матери, и освятил памятник митрополиту Филарету (Вахрамееву)

В некрополе Новодевичьего ставропигиального монастыря отреставрировали старинные захоронения

Состоялось празднование 15-летия воссоздания института военного духовенства Вооруженных сил РФ

В Неделю 4-ю по Пасхе Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил России

Митрополит Волоколамский Антоний совершил паломничество в Галилею

Епископ Истринский Серафим совершил Литургию на Гробе Господнем

Комиссия по развитию паломничества и принесению святынь провела совещание с представителями паломнических служб ставропигиальных монастырей

Патриарх Иерусалимский Феофил III встретился с иерархом Русской Православной Церкви

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц» [Документы]

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Документы]

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета [Документы]

Утвержден порядок приема-передачи епархиальных дел при смене или смерти епархиального архиерея

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы...»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России

Комментарий юрисконсульта Учебного комитета относительно «Закона о научной аспирантуре»

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Разъяснения Правового управления относительно подписанных Президентом РФ 2 июля 2021 года трех Федеральных законов, направленных на регулирование деятельности религиозных организаций

Поправки в Закон о передаче имущества: расширен перечень передаваемых объектов

Комментарий Правового управления Московской Патриархии по поводу изменений в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения требований в отношении религиозных организаций