Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий встретился с руководителями образовательных организаций Московской области

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий встретился с руководителями образовательных организаций Московской области
Версия для печати
2 октября 2019 г. 11:41

1 октября 2019 года в актовом зале Коломенской духовной семинарии состоялась традиционная ежегодная встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области.

Во встрече приняли участие заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев и его заместитель П.Н. Родин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской областной епархии, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, директор Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета доктор педагогических наук Л.Л. Шевченко, руководители образовательных организаций Московской области, представители Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры — всего более двухсот человек.

В начале мероприятия с приветственным словом выступил глава Коломенского городского округа.

Митрополит Ювеналий поблагодарил Д.Ю. Лебедева за приветствие и обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Приветствую вас на нашей традиционной встрече в начале учебного года, которое совпадает с празднованием 90-летия Московской области. Это время, когда намечаются планы на будущее, как говорится, сверяются часы. Мы обмениваемся мнениями о текущих задачах воспитательно-просветительской работы и определяем, в каких формах будет в течение года осуществляться наше взаимодействие.

Общей отличительной чертой и Церкви, и школы является то, что они — исторически древние учреждения, в деятельности которых важнейшее место занимает передача знаний. Церковь проповедует людям о Боге и Его заповедях, показывает путь благочестивой жизни и дает наставления о жертвенном и созидательном участии в общественном развитии. Школа дает подрастающему поколению большой объем информации, необходимой для личностного и профессионального развития человека. Соработничество между Церковью и школой развивается в области духовно-нравственного воспитания. Это та область педагогической деятельности, которая некоторое время тому назад находилась в относительном забвении. Печальные последствия позитивистского подхода к образованию показали, что для того, чтобы стать зрелой личностью и трудиться на общее благо одних знаний недостаточно. Требуется предпринять немало усилий, чтобы совместными усилиями семьи, школы и Церкви воспитать человека, приверженного высоким нравственным ценностям. Именно это является определяющей предпосылкой для полноценной онтологической самореализации индивида. Хочу в связи с этим привести прекрасные слова святого апостола Петра: "Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет. 3:3-4).

Временной отрезок, в который мы с вами живем имеет две отличительные черты. Обе они очень важны и не допускают равнодушного к себе отношения. Во-первых, наше общество до сих пор переживает разрушительные последствия периода безбожия, что имеет своим последствием духовную дезориентацию, растерянность или опустошенность многих. Во-вторых, стремительно развивающиеся технологии коммуникаций, затрагивающие в первую очередь молодежь, формируют новые формы общения, через которые с большой скоростью могут распространяться различные идеологические конструкции, подчас обладающие большой разрушительной силой. В этой сфере возник своего рода новояз, который динамично меняет свой лексический состав и все далее отчуждается о того, что мы считаем литературной нормой.

Указанные мною обстоятельства имеют следствием, во-первых, часто наблюдаемую неспособность семьи выполнять свою воспитательную функцию, чему в значительной степени способствует и зловещая деградация этого института как такового. Во-вторых, можно говорить об отчуждении подрастающего поколения от старших, которые в их глазах предстают не имеющими авторитета и устаревшими. При этом авторитетом становится «море электронного разума» в кавычках, получающее возможность в прикровенной форме распространять сомнительные «ценности» и коварно эксплуатировать детскую душу, которая, несмотря ни на что, в силу своей природы не теряет свойств неискушенности.

"Что делать? " — спросите вы. И я отвечу словами Спасителя: "Не бойтесь" (Лк. 12:7). Новизна происходящего никого да не смущает. Необходимо внимательно анализировать происходящее, с тем чтобы потом в уважительной и доходчивой форме донести свои выводы до детей и юношества. Здесь необходим заинтересованный и уважительный диалог, исключающий приказы и запреты, способные вызвать у учащихся только отторжение.

В этой связи огромное значение имеет взаимодействие между педагогами и священнослужителями, которое открывает большие возможности в сфере духовного просвещения детей, а вслед за ними, как показывает опыт, и их родителей. Я бы сказал, что это безальтернативный путь воспитания подрастающего поколения в духе осознанного следования традиционным ценностям и идеалам. Надо в этом направлении проявлять больше решительности и настойчивости в тех широких рамках, которые предоставлены нам законодательством.

Как обычно проинформирую Вас о теме грядущих XVIII Московских областных Рождественских образовательных чтений. Она посвящена 75-летию завершения Великой Отечественной войны и звучит так: «Великая Победа: наследие и наследники». В соответствии с соглашениями о сотрудничестве наши благочиния во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием будут проводить различные мероприятия по предварительно составленному плану.

Мне представляется важным обратить внимание на несколько принципиальных моментов в подходе к раскрытию темы чтений. Обычно, обращаясь к истории Великой Отечественной войны, сосредотачиваются на ходе боевых действий, сражениях и героических подвигах наших воинов. И это очень важно. Мы также будем чествовать наших ветеранов, благодарить их за то, что они отстоялись нашу свободу и независимость.

Однако важно акцентировать внимание и на обобщенном мировоззренческом осмыслении итогов величайшей в истории человечества трагедии. Современным детям необходимо дать понять, что Великой Победой, отчасти скрытой от них дымкой исторической отдаленности, были завоеваны такие непреходящие ценности, как право человека на жизнь и свободу, равенство народов и их право на существование. Поражение фашизма означало крах человеконенавистнических, по природе диавольских, идей, которые не имеют права на существование в обществе людей. Именно такое понимание событий делает значение подвига наших воинов непреходящим и соответствующим заповеди Христа Спасителя, сказавшего: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).

В заключение хочу выразить всем вам глубокую благодарность за деятельное участие в соработничестве министерства образования Московской области и Московской епархии. Поздравляю вас с началом нового учебного года и 90-летием образования Московской области. Сердечно желаю помощи Божией в наших совместных трудах и Его небесного благословения. Большое спасибо за внимание».

С докладами выступили заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, директор кадетской школы городского округа Люберцы Н.Г. Скисова («Роль Православия в патриотическом воспитании обучающихся»), директор средней общеобразовательной школы № 7 Коломенского городского округа Е.В. Грачева («Изучение "Основ православной культуры" — поддержка семьи в воспитании детей на основе культурных и исторических ценностей»), директор средней общеобразовательной школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Егорьевск Н.С. Быбина («Из опыта работы по реализации учебных предметов духовно-нравственной направленности»), заведующая центром развития ребенка — детским садом № 45 «Колосок» г.о. Подольск О.Н. Племянникова  («Из опыта работы по реализации программы "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях"»), а также президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Л.Л. Шевченко.

В заключительном слове Патриарший наместник Московской епархии, отметил высокий уровень соработничества Церкви и школьных педагогов в Московской области и выразил благодарность министру образования области О.С. Забраловой. Митрополит Ювеналий поздравил присутствовавших с насупающим Днем учителя и пожелал помощи Божией в их трудах.

Встреча завершилась концертом хора студентов Коломенской духовной семинарии под управлением преподавателя КДС диакона Николая Глухова.

Московская областная епархия/Патриархия. ru

Материалы по теме

В Перервинской духовной семинарии прошли XVI Платоновские чтения

Экспертная комиссия Синодального отдела религиозного образования и катехизации подвела итоги конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Состоялась встреча председателя Синодального отдела по благотворительности со студентами вузов Астрахани

Комментарий к заявлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации по вопросу дальнейшего преподавания православной культуры в общеобразовательной школе [Документы]

В Братске завершилась организованная при поддержке Синодального отдела по делам молодежи Всесибирская молодежная коллегия

При поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Братске проходит Всесибирская молодежная коллегия

Председатель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в молодежном православном форуме в Чебоксарах

В.Р. Легойда: Со стороны законодателя есть готовность выслушать церковную позицию о насилии в семье

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий принял участие во встрече представителей религиозных организаций Украины с президентом В.А. Зеленским

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития в Пекине

При поддержке Церкви в Пензенской области сдана первая очередь инклюзивного коттеджного поселка «Новые берега»

Комментарий к заявлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации по вопросу дальнейшего преподавания православной культуры в общеобразовательной школе [Документы]

Группа молодых богословов из России посетила Германию в рамках форума «Петербургский диалог»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий встретился с руководителями образовательных организаций Московской области

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в собрании Совета ректоров вузов Ростовской области

Другие новости

В.Р. Легойда: Со стороны законодателя есть готовность выслушать церковную позицию о насилии в семье

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий принял участие во встрече представителей религиозных организаций Украины с президентом В.А. Зеленским

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития в Пекине

При поддержке Церкви в Пензенской области сдана первая очередь инклюзивного коттеджного поселка «Новые берега»

Митрополит Казахстанский Александр возглавил торжества по случаю престольного праздника Введенского кафедрального собора Караганды

Архиепископ Махачкалинский Варлаам совершил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства нового войскового храма в г. Грозном

Глава Казахстанского митрополичьего округа провел рабочее совещание по вопросам строительства храма в честь Всех казахстанских святых в Нур-Султане

Состоялось XXIV заседание Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и МИД России

Земля с захоронений советских воинов в Бельгии будет доставлена в главный храм Вооруженных сил России

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами освятил воинское знамя Военно-транспортной авиации РФ