Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Максим Козлов: Высшее образование не может быть общедоступным

Протоиерей Максим Козлов: Высшее образование не может быть общедоступным
Версия для печати
18 октября 2019 г. 18:58

Какой человек может сформировать себя сам? В какой момент образование пора прекращать? Почему дистанционное образование лучше заочного и можно ли научиться чему-нибудь в развлекательной форме? Своими мыслями в интервью журналу «Встреча» поделился председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

— Образование многие понимают как формирование в человеке — или из человека — того образа, который принят в обществе. Может ли человек так сформировать себя сам, без вмешательства преподавателей, педагогов, наставников?

— Выдающийся может, а средний нет. Потому что человек с высокими интеллектуальными, волевыми потенциями может пройти больший и значительный путь благодаря самообразованию. Например, Сергей Иосифович Фудель сформировался как христианский писатель прежде всего путем самообразования и общения с выдающимися личностями. Но обычному молодому человеку это почти невозможно. Нужны корректировки — как в образовании, так и в воспитании. Если человек не знает, что ему нужно выучить к определенному периоду, не знает, что необходимо сдать, что с него строго спросят, он расслабится. Собственно, почему форма высших учебных заведений уже несколько веков преобладает и господствует? Потому что она предполагает форму отчетности. Только что я слышал про прекрасное, возвышенное и умное, теперь я должен отчитаться, насколько я его усвоил.

— А как человек может понять, какой он, ощутить, нужны ему университетские программы, или он настолько талантлив, что способен сам обучиться?

— Лучше не чувствовать себя сильно талантливым. Это чаще всего самообольщение. Понять надо другое: точно ли мне нужно высшее образование? Оно сейчас стало слишком общеупотребительным среди молодых людей. А «высшее» по определению не может быть «общедоступным». Среднее — вот то, что подходит для всех. Все должны окончить среднюю школу. Тогда большинство, выходя из школы, владеет навыком относительно грамотно писать, навыками счета: сложения, вычитания, деления, умножения, общими сведениями об окружающем мире и отрывочными фактами из истории и словесности. Ну и несколько предметов, по которым они планируют специализироваться. Вот плоды обучения в средней школе. Это средненькое. Но когда утверждается мысль, что и высшее образование доступно для всех, это низводит его в категорию «среднего». Высшее — это то, за что должно идти состязание, куда должны попадать наиболее способные. Ну и тут, правда, нужно проверить: туда ли я иду? Все идут за высшим образованием. Может, правильнее остановиться на уровне среднего профессионального? Или мне и правда интересно и нужно этим заниматься?

— В интернете можно найти много онлайн-курсов по совершенно разным программам. Дают ли они то, о чем заявляют?

— Интернет — это не более чем среда. Нужно говорить о конкретных источниках. Например, курсы при Оксфордском университете, в основном, очень приличные. И при Гарварде тоже. Некоторые есть при наших российских ведущих вузах. Есть очень достойные онлайн-курсы. Но это лучше искать не через Яндекс.

— Не мешает ли то, что они дистанционные? Ведь человек смотрит их через компьютер, не имея прямого общения и контакта с преподавателем?

— Дистанционность, в отличие от заочности, предполагает контакт с преподавателем. Она подразумевает регулярное написание письменных работ, тестов, общение посредством Скайпа, конференций обучающихся. На самом деле это очень продвинутые формы. Мы вообще-то ничего не теряем, когда общаемся с друзьями и близкими через средства информации. По крайней мере, в области информации. Можем их видеть, слышать. Почему нельзя делать то же самое с преподавателем? Чем преподаватель по ту сторону экрана отличается от преподавателя у доски? Только тем, что он не видит, как ты списал? Но и у доски он не всегда это видит. И вообще это дело твоей ответственности.

— Тем не менее, несмотря на то, что интернет воспринимают как место, где много мусора, при правильном подходе в интернете можно найти нужные и качественные материалы. Не нуждаемся ли мы в людях, которые подскажут и направят молодых людей в поиске информации?

Cтруктура вуза подразумевает, что одна из задач вуза и преподавателя, неважно, очного или очно-заочного обучения, — научить ориентироваться в литературе и в источниках. Будь то печатные источники, будь то электронные источники, будь то фундаментальные библиотеки здесь или будь то фундаментальные библиотеки в интернете. Такую ориентацию можно дать как непосредственно перед доской, так и дистанционно.

— Один из возможных видов обучения при помощи компьютера — видеоигры. Есть точка зрения, что видеоигры могут чему-то научить. Другие говорят, что это ложь. Видеоигры могут вызвать зависимость, привести к психическим отклонениям. Тем не менее, пользу из видеоигр извлечь можно? Получится ли, в будущем, использовать их как инструмент образования или самообразования?

— На мой взгляд, это самообман. Это попытка уйти в развлекательность при обучении и надеяться, что за счет облегчения формы лучше будет усваиваться содержание. Это иллюзия. Не будет конечного результата без регулярного труда, который предполагает преодоление волей чего-то, что не так легко дается или иногда скучно, или даже повергает в уныние при мысли, что это не получится. Всякий, кто учил древние языки, переживает ужас от того, что он еще только на середине третьего греческого склонения, а это уже невозможно запомнить, а там еще все спряжение глаголов и весь синтаксис. И это кажется невозможным. Но тут развлекай — не развлекай, а все равно сонорные звуки не выучишь без зубрежки и упражнения. Чтобы на пять минут отвлечься, может быть, и можно включить мультик на древнегреческом или на латыни. Но рассчитывать, что с помощью мультиков ты заговоришь, как Цицерон, или начнешь понимать речи против Катилины, — иллюзия.

— Но есть много советов, как использовать фильмы и мультсериалы на иностранных языках, чтобы полноценно овладеть языком...

— Лучше всякого сериала — преподаватель, для которого этот язык родной. Вообще, общаться с носителем языка при овладении новым языком очень полезно. Или с тем, кто говорит на иностранном языке, как на родном. Безусловно, восприятие языка в потоке речи является одной из необходимых составляющих при изучении любого иностранного языка. Но понятно, что пассивный просмотр или прослушивание без собственного вовлеченного участия не дает способности обратной коммуникации. В данном случае, возможно, это вспомогательный метод, дополнительный, который, тем не менее, никак не может заменить основной.

— Выходит, роль преподавателя в образовании очень даже важна?

— Да, и хотя бы потому, что биороботы не развились до такой степени. И Сири в айфоне, и Алиса из Яндекса не общаются с нами настолько глубоко, чтобы поправлять и бить током за невыполнение заданий. Хотя как знать, что будет лет через пять, десять. Ну а пока лучше учиться с живым человеком.

Беседовал Александр Черепенин

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре состоялось очередное собрание наместников и игумений

В Оренбурге прошла III Международная конференция «Православие в России и за рубежом: богословие, история, культура, межрелигиозный диалог»

Ректор Московской духовной академии возглавил семинар «Теология в цифровую эпоху»

В Москве пройдет VII Международный Великопостный хоровой фестиваль

Завершилась III Общецерковная олимпиада по богословию

Состоялась встреча председателя Учебного комитета с председателями студенческих советов духовных учебных заведений Москвы и Московской области

При поддержке Учебного комитета состоялся вебинар для высших духовных учебных заведений на тему «Академическая этика и культура цитирования»

Начался общецерковный тур III Всероссийской олимпиады по богословию

Все материалы с ключевыми словами