Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета Московского после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета Московского после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
2 декабря 2019 г. 15:41

2 декабря 2019 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, честные мощи которого почивают в Храме Христа Спасителя, в кафедральном храме града Москвы.

Святитель Филарет был действительно совершенно особой, уникальной личностью, обладавшей выдающимися умственными и духовными силами. Господь призвал его к высокому служению архипастыря града Москвы в то самое время, когда под натиском западного рационализма от всякой церковной жизни, тем более от богословия отрывалась мысль рациональная, когда пролагались границы между наукой и верой, когда значительная часть нашей интеллигенции, именуя себя православной, практически отреклась от Бога и от Церкви. И святитель бросил вызов наметившейся тенденции отделить знания от веры, жизнь образованного общества от Церкви, ибо никто, даже самый критически настроенный в отношении Православия человек в тогдашней России не мог не отдавать должное его глубочайшим энциклопедическим знаниям, его высочайшей образованности и культуре. Святитель Филарет был первым, кто в нашей Церкви и в нашей стране удостоился ученой степени доктора богословия. Но на этом не остановилось его восхождение от силы к силе. Научное сообщество России осознало, что присутствие в Академии наук столь выдающейся личности просто необходимо для самой Академии, и святитель Филарет становится академиком — вначале почетным, а потом и действительным членом.

Все это свидетельствует о том, как сила разума, сила образования, сила веры, сила благочестия могут объединяться в одной личности. А ведь одним из самых существенных противоречий нового времени, вплоть до наших дней, является если не прямой конфликт, как в XIX веке, но все-таки недопонимание, а иногда и напряженность между верой и знанием. Но это противоречие снимается в личности святителя Филарета — энциклопедиста, замечательного ученого и одновременно великого пастыря, аскета, молитвенника, Божиего угодника. Святитель Филарет соединяет то, что силы зла пытались разделить, нередко в полной мере добиваясь своего. Мы знаем, что люди знания часто взирают на веру высокомерно, подвергая ее критике, более эмоциональной, нежели рациональной. А ведь невозможно подвергать идею Бога рациональной критике, потому Бог вне и выше всякого человеческого разума. Если мы к Богу применяем критерий разума, мы встаем на путь ложной методологии и ничего не достигнем. Только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8), в то время как у людей, прославившихся в сфере науки, нередко развивается чувство собственного превосходства над другими, чувство гордости, которое мешает с чистым сердцем обратиться к Богу. Но святитель Филарет являет нам дивный пример человека, соединившего в самой своей личности энциклопедические знания, глубокую веру и полную посвященность в служение Господу.

Мы знаем, что святителя Филарета многие в Церкви не понимали, критиковали, подозревали в каких-то тайных, чуть ли не антихристианских мыслях и действиях — уж очень непривычен был для них образ просвещенного иерарха, да еще и действительного члена Академии наук. Но не только в Церкви некоторые с сомнением взирали на его личность — так и в аристократическом обществе были те, кто сверху вниз смотрел на святителя. О его жизни слагалось много историй, одну из которых я сейчас расскажу. Однажды на великосветском приеме к святителю Филарету подходит просвещенный в духе первой четверти XIX века молодой человек. Взирая на святителя сверху вниз (а тот был невысокого роста), юный аристократ спросил его: «Владыка! Вы же просвещенный человек! Неужели Вы верите, что кит мог проглотить Иону?» Святитель улыбнулся, посмотрел на него и сказал: «Я бы поверил даже, если в Священном Писании было бы сказано, что Иона проглотил кита». Молодой человек отошел в недоумении, но, может быть, в какой-то момент он понял, что невозможно накладывать критерии обычного знания на то, что превыше всякого знания. Невозможно критериями науки оценивать то, что вне всякой научной реальности. Бог превыше всего, это Творец мира, Вседержитель, и какие же наши инструменты познания способны раскрыть тайну Божества, кроме единственного инструмента — нашего сердца, которое должно быть чистым для того, чтобы увидеть Бога. А этим инструментом пользоваться может каждый — и простой малообразованный человек, и великий ученый. И мы знаем множество примеров и тех, и других, кому Господь открывался в ответ на чистоту их сердца и на искренность их веры.

Святитель Филарет, выдающийся иерарх нашей Церкви, замечательный ученый, человек энциклопедических знаний, и сегодня является авторитетом для многих, кто изучает церковную историю и древние языки, потому что именно эти дисциплины были для него родными, близкими и в них он достиг наибольших высот. Пусть молитвами святителя укрепляется вера тех, кто сомневается, тех, кто еще ищет путь к Богу. Пусть дивный пример великого ученого, энциклопедиста, православного иерарха, монаха, аскета и молитвенника помогает людям понять, как материальное и духовное, вера и наука, научная и духовная жизнь могут объединяться в одной личности, создавая дивный мир внутренней гармонии, укрепляя разум, волю и чувства человека.

Молитвами святителя Филарета да поможет Господь всем ищущим Бога и принадлежащим к сфере науки открыть для себя двери познания Вседержителя. Да поможет Господь каждому из иерархов и священнослужителей помнить, что владение знаниями, в том числе научными, всестороннее развитие есть непременное условие для успешной проповеди Божией в отношении тех, кто со скепсисом относится к религиозному знанию и до кого не доходят простые слова о Божией правде. Его пример должен научить нас так совершать миссию служения среди наших современников, дабы никакие знания не отрывали их от источника подлинного знания — от Господа и Спасителя нашего. Молитвами святителя Филарета да благословит Господь град наш Москву, Церковь, в Москве пребывающую, всех взыскующих истинной Божией правды, всех тружеников на ниве богословского просвещения и всех светских ученых, которые сохраняют в сердце веру и преклоняют главу свою перед Отцом и Промыслителем, Творцом Вселенной — Богом Всевышним, Кто есть начало и конец, Альфа и Омега (см. Откр. 1:8). Пусть молитвами святителя Филарета все мы сохраним способность уразумевать истины, помогающие нам открыть тайны Божественного послания. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

Патриаршая проповедь после Литургии в Александро-Невской лавре

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Архангела Михаила в деревне Акулинино Московской области