Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года

Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года
Версия для печати
6 декабря 2019 г. 23:14

Заявление принято на заседании Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года.

Синод Украинской Православной Церкви, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявляет:

1. Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической «Православной церкви Украины», ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах.

2. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, а касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Данная проблема имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которой никогда не знала Православная Церковь и которая фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Христовой Церкви, в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и поруганием Евхаристии.

3. Учитывая это, прекращение Украинской Православной Церковью евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом и с Церквами и иерархами, которые признали раскольников, является не злоупотреблением Евхаристией, или тем более шантажом Евхаристией, как некоторые иногда говорят, а наоборот, является защитой Евхаристии и сохранением канонической и духовной чистоты и непорочности Церкви. Ведь Господь наш Иисус Христос, по слову святого апостола Павла, «возлюбил Церковь и предал Себя за нее … чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-то подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

4. Именно по этим причинам ложными и манипулятивными являются обвинения в адрес Украинской Православной Церкви в том, что она якобы движется к самоизоляции, прекращая евхаристическое общение с теми, кто вступил в общение с нераскаявшимся раскольниками. На самом деле, мы отстаиваем чистоту канонического предания Церкви, защищаем Церковь от кощунства. Иначе, если к священнослужению допускаются лица, не имеющие законных хиротоний, если раскол объявляется Церковью, а настоящая Христова Церковь игнорируется или называется расколом, то возникает опасность подмены Церкви. Кроме того, такими антицерковными действиями стирается грань между Церковью и расколом. В результате создается новая «церковь», основанная людьми, вместо той, которую основал Господь наш Иисус Христос, приобретя ее Себе Кровью Своею (см. Деян. 20:28).

5. Один из базовых принципов канонического права Православной Церкви заключается в том, что тот, кто вступает в евхаристическое общение с отлученным, сам отлучается от общения с Церковью. В связи с этим, принятие некоторыми Поместными Церквами в общение лиц, совершивших раскол в других Поместных Церквах, не принесших за это покаяние и не имеющих действительного священного сана, автоматически ставит перед ними вопрос о том, не является ли дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с раскольниками соучастием в этом грехе и нарушением приведенного выше канонического принципа?

6. Считаем, что единственным способом выхода из этого кризиса является всеправославное соборное обсуждение и решение всего комплекса этих проблемных вопросов. Осознавая все сложности, связанные с созывом такого всеправославного совещания, другого выхода из кризисной ситуации мы пока не видим. А потому, приветствуем инициативу Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофила III о созыве Всеправославного совещания в Иордании. В тяжелые времена истории нашей Церкви уже был случай помощи Иерусалимского Патриархата, когда в 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан в Киеве возобновил православную иерархию на замену ушедших в унию под давлением тогдашней польско-литовской власти. Одобряем, благодарим и с надеждой смотрим на подобные призывы к Всеправославному совещанию от Предстоятелей и иерархов других Поместных Православных Церквей, которые начали все чаще и сильнее звучать в последнее время.

7. Констатируем, что, к сожалению, в жизнь мирового Православия начали грубо вмешиваться геополитические и политические факторы. В результате отдельные Поместные Церкви начали принимать свои церковные решения под влиянием этих факторов вопреки церковным канонам и многовековой традиции Церкви. Мы понимаем, что каждая Поместная Церковь совершает свое служение в рамках того или иного государства, а иногда и нескольких или многих государств. Часто тот или иной православный народ исторически очень тесно связан как с собственным государством, так и со своей Поместной Церковью. Однако, по нашему глубокому убеждению, каждая Поместная Церковь в своем служении Богу должна быть выше, чем национальные, государственные или политические границы и интересы, и не поддаваться внешнему давлению, помня, что Царство Божие, которое мы проповедуем, есть не от мира сего (см. Ин. 18:36). Если каждая Поместная Церковь будет ассоциировать себя исключительно с интересами собственного государства, то мировое Православие не сможет быть единым, ведь бывает, что государства конфликтуют или воюют между собой, но Церковь должна сохранять единство и примирять людей, а не становиться стороной или средством противостояния. Выражаем надежду, что Святая Православная Церковь с помощью Божией найдет силы преодолеть эти вызовы и сохранить свое единство, поднявшись выше национальных и государственных границ и интересов, ведь во Христе нет «ни эллина, ни иудея … варвара, скифа, … но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

8. Обращаемся к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам нашей Украинской Православной Церкви. Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Не без промысла Божия так случилось, что именно по Украине и по нашей Церкви в рамках мирового Православия сегодня пролегает грань между Церковью и расколом. В этой ситуации мы должны сохранить чистоту канонического устройства и учения Церкви. Нас пугают самоизоляцией. Но когда мы живем в истинной вере, то самоизоляции не может быть, как говорил об этом приснопамятный митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «со Христом не бывает самоизоляции». Фактически, сегодня наша Украинская Православная Церковь, переживая различные испытания, отстаивает единство всего мирового Православия. Не бойтесь! Вы находитесь в истинной Церкви! Любите Церковь, берегите Церковь и себя в Ней, потому что через Нее Господь нас спасает. А все остальное оставьте на волю Божию. Помните, что не люди управляют Церковью, а Сам Господь. Будем же молиться, чтобы Господь Духом Своим Святым исправил все ошибки человеческие, очистил нас от всякой скверны и спас души наши!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

 
Версия: английская

Материалы по теме

Священнослужители Украинской Православной Церкви передали медикам во всех областях Украины тесты для выявления коронавируса

Митрополит Феодосийский Платон совершил объезд со святынями вокруг Керчи

Епархии Украинской Православной Церкви оказывают помощь больницам и медикам

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий передал Александровской больнице средства защиты для медиков и аппарат искусственного дыхания

Митрополит Волоколамский Иларион: Вопрос Украины не закрыт [Интервью]

Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Черногорию

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: «Амманский формат» консультаций будет продолжен [Интервью]

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи кончиной епископа Валевского Милутина [Патриарх : Послания]

Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год

Архиепископ Владикавказский Леонид: Войны в Южной Осетии и Югославии — трагедии одного ряда [Интервью]

Завершилось пребывание в Санкт-Петербурге частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Митрополит Волоколамский Иларион: Вопрос Украины не закрыт [Интервью]

Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Черногорию

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения [Интервью]

Другие документы

Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года

Комментарий Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях

Заявление пресс-службы Екатеринбургской епархии в связи с публикацией результатов опроса ВЦИОМ по вопросу строительства храма св. Екатерины

Обращение пресс-служ­бы Екатеринбургской епархии

Обращение членов Синода Среднеазиатского митрополичьего округа к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию

Заявление Синода Среднеазиатского митрополичьего округа в связи с последними событиями, связанными с неканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине

Обращение Синода Украинской Православной Церкви к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря 2018 года

Комментарий ОВЦС Украинской Православной Церкви в связи с фактом служения епископа Константинопольского Патриархата на канонической территории Украинской Православной Церкви

Послание Архиерейского Синода клиру и пастве Русской Зарубежной Церкви

Заявление Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан в связи с антиканонической деятельностью Константинопольского Патриархата