Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

На заседании Синода обсудили практику совершения молебных пений в богослужении

На заседании Синода обсудили практику совершения молебных пений в богослужении
Версия для печати
26 декабря 2019 г. 21:05

В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 26 декабря 2019 года, собравшиеся имели суждение об обсуждении в Межсоборном присутствии вопросов, связанных с практикой совершения молебных пений в богослужении Русской Православной Церкви (журнал № 164).

Тема «Значение молебного пения, разновидности и насущность упорядочения его последований сегодня» включена в повестку дня комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству решением президиума Межсоборного присутствия от 28 января 2015 года, подтвержденным решением президиума от 17 июля 2017 года. Во исполнение этого поручения комиссия под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка подготовила предложения Священному Синоду.

В пояснительной записке комиссии, в частности, отмечено следующее: «За общим названием "молебен" в современной русской церковной практике стоит ряд чинов, посвященных различным поводам. Большинство из этих чинов не привязано к определенным дням церковного календаря или времени суток. По сути, в традиции Русской Православной Церкви молебен понимается как наиболее универсальное богослужение, применимое как в торжественных и общественно значимых, так и в частных случаях, и обладающее наиболее гибким среди традиционных церковных служб последованием. Это является достоинством молебна, поскольку он создает как в частном, так и в общецерковном богослужении пространство, открытое к включению в него молитв на самые разнообразные нужды. Однако это же ведет и к нежелательным последствиям: чины совершения различных молебнов нередко искажаются или смешиваются между собой; практически забыты некоторые древние традиции совершения молебна; наконец, молебен может наделяться значением, не соответствующим его месту в богослужении и подменять собой службы суточного круга».

Также комиссия отметила, что в древнерусской традиции, засвидетельствованной в монастырской практике еще XVII века, предусмотрено регулярное совершение молебна в соединении с каноном (так называемый молебный канон), причем текст канона мог меняться в зависимости от дня недели.

Члены Синода постановили:

1. Отметив, что молебен, как любой другой элемент богослужебной традиции, заслуживает бережного отношения, однако не должен, при этом, подменять собой уставное богослужение и, особенно, Божественную литургию:

а) полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпуста и целования верными креста.

б) в тех приходах, где принято совершение после Божественной литургии так называемых общих молебнов, по возможности отправлять таковые в приделах. При этом молебен по частному поводу — например, о болящих, о путешествующих — предпочтительнее совершать в качестве самостоятельной требы, хотя он может соединяться и с совершением «общего молебна»;

в) в случаях пастырской целесообразности возможно возвращение чинам молитвы о тех или иных категориях верующих их первоначального места в составе Божественной литургии. При этом особые прошения ектений соответствующих молебнов присоединяются к ектениям Литургии, по малом входе добавляются соответствующие тропари, Апостол и Евангелие читаются после рядовых, а молитва возносится на проскомидии либо читается после возгласа сугубой ектении или прибавляется к заамвонной молитве;

г) признать правомерным предложение отдела о богослужении, проповедничестве и храме Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.: «Служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенным в Часослове последованием общего молебна. Соединение молебных канонов более чем четырем святым не допускается»;

д) священнослужителям, а также приходским и монастырским работникам напоминать людям, обращающимся с просьбой о поминовении на молебнах, о значении литургийного поминовения, которое не исключает поминовения на молебне, но не может быть заменено таковым, а также напоминать о желательности личного участия в богослужениях, за которыми будут совершаться поминовения.

2. Признать полезным восстановление традиции пения молебных канонов, как в дополнение к уставному богослужению, так и, в исключительных случаях, когда длительное совершение уставных богослужений затруднительно, особенно в сельской местности и при совмещении священником служения на нескольких приходах, — взамен утрени и вечерни. При этом благочинным надлежит наблюдать за тем, чтобы такая замена была оправдана и не проистекала из злоупотребления указанной практикой.

3. Поручить комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства изучить, какие из существовавших в синодальную эпоху молебных чинов все еще актуальны, и подготовить список последований, которыми желательно было бы дополнить существующие богослужебные книги.

4. Поручить Синодальной богослужебной комиссии по получении упомянутого списка подготовить проекты новых молебных последований.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Издательство Московской Патриархии выпустило в свет очередной требный сборник «Освящения и благословения»

Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов

Акафист преподобному Паисию Святогорцу [Документы]

Акафист преподобномученику Иоасафу, первоигумену обители Снетогорской [Документы]

Учреждена Синодальная комиссия Белорусской Православной Церкви по координации деятельности духовных учебных заведений

Священный Синод признал важным возобновление богословских консультаций с Ассирийской Церковью Востока

Синод считает целесообразным продолжение деятельности Рабочей группы по взаимодействию между Русской Церковью и Управлением по делам религий Турции

В Санкт-Петербурге будет построен духовно-просветительский центр памяти героев полярных конвоев

Более ста вдов священнослужителей московских приходов и ставропигиальных монастырей получили материальную помощь во втором квартале 2024 года

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Мещерском г. Москвы протоиерея Александра Тараканова [Патриарх : Послания]

Икона, спасенная из взорванного Храма Христа Спасителя в Москве, вернется на историческое место в возрожденном храме

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

В Москве прошло очередное заседание Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В Издательском Совете прошел круглый стол по проблематике искусственного интеллекта и биоэтики

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию

Священный Синод утвердил темы для рассмотрения комиссиями Межсоборного присутствия

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и комиссия Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии провели круглый стол «Изучение Библии на приходе»

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству