В дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, ответил на вопросы «Монастырского вестника» о значении Великой Победы для нашего народа и о том, для чего монашествующим нужно хранить память о войне.
— Владыка, в дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений выступления участников направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» были посвящены 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Почему молодому поколению монахов важно помнить об этой Победе? Почему важно помнить о войне?
— Тысячелетняя история Русской Православной Церкви неразрывно связана с историей нашего народа и нашей страны. Во все времена чада Церкви находились в гуще событий и никогда не уклонялись от необходимости созидать свое Отечество. Ярчайшим примером тому является для нас преподобный Сергий Радонежский — отшельник, пустынник, молитвенник, который принимал самое непосредственное участие в жизни своего народа. Он ходил в Нижний Новгород, когда потребовалось примирить нижегородцев с Москвой, в Рязань, чтобы поговорить с князем Олегом «о пользе душевной, о мире и о любви», и, как повествует житие благоверного Олега Рязанского, «кроткими словесы и тихими речьми» смягчил Олега Ивановича, и умиленный душой Рязанский князь «взял с князем (Димитрием) мир вечный», тем самым примирил Рязань и Москву.
Преподобный благословил на Куликовскую битву благоверного князя Димитрия Донского и направил ему в подкрепление двух монахов братьев Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), которые до принятия монашества были хорошими воинами, чтобы они личным примером вдохновляли на ратный подвиг русское войско.
В нашей стране Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого человека. Кого бы вы ни спросили, у всех среди родственников есть кто-то — дедушка, отец, дядя, мать, бабушка, — кто до дна испил чашу горестей войны. Заповедь положить душу за друзей своих, воспринятую от предков, русские люди и сейчас продолжают ощущать в своих душах. Мы наследники народа, который, преодолев великое горе, остался победителем.
Мы знаем, как много священников и монашествующих подвизались на поле брани, чтобы наш народ и наша земля увидели эту Победу. На Рождественских чтениях, посвященных 75-летию окончания Великой Отечественной войны, прозвучали доклады о том, как трудились люди Церкви в оккупации: это Псково-Печерский монастырь, вписавший в историю войны героическую страницу, связанную с Псковской миссией, это и Пюхтицкий женский монастырь, насельницы которого помогали выживать военнопленным расположенного рядом с обителью лагеря… Находившиеся в тылу священнослужители собирали пожертвования на оборону, и никто не уклонялся от труда, необходимого для Победы. Именно поэтому многие были отмечены правительственными наградами, и память об этой войне навсегда осталась в их сердцах.
Сегодня мы говорим о том, что Церковь всегда пребывала со своим народом и в горе, и в радости, потому что люди Церкви любят свою Родину и свою землю. Этот завет продолжает жить в наших сердцах. Наследуя память предков, новое поколение монашествующих точно также чувствует сыновнюю связь с Отечеством земным и никогда не оставляет его, молитвами и делами созидая настоящее и будущее Святой Руси.
— Владыка, известно, что на военное время пришлись годы гонений на Церковь. Священнослужители и монашествующие зачастую из лагерей отправлялись на фронт, а с фронта снова возвращались в лагеря. Протоиерей Николай Соколов в своем выступлении, посвященном Святейшему Патриарху Пимену (Извекову), рассказывал, как, побывав в немецком окружении, будущий Предстоятель Церкви после войны снова был отправлен в лагерь как «неблагонадежный элемент» для советского общества. Невзирая на такое отношение со стороны государства, христиане осознавали необходимость защищать Отечество. Все это довольно трудно бывает понять современному человеку…
— Наши пастыри и монашествующие, имея Христа в своих сердцах, обретали просвещенный разум и хранили трезвомыслие. Они понимали, что внутреннюю неустроенность своей страны надо отличать от угрозы ее разорения внешними врагами. Внутреннее противостояние красных и белых не помешало гонимым жестокой властью христианам осознать, что Россия после нападения фашистской Германии на Советский Союз оказалась на грани жизни и смерти. У фашистов не было места для русского народа в том будущем, которое они себе рисовали. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), обратившись в первые дни войны к своей пастве, назвал фашистов жалкими потомками врагов христианства: Батыя, Карла шведского, Наполеона — и благословил всех православных христиан, вдохновившись примерами Александра Невского и Димитрия Донского, встать на защиту границ своей Родины.
Фашисты, действительно, рассчитывали, что, призвав народ нашей страны на борьбу с большевизмом, они обретут союзника в лице русской Церкви и займут эту огромную территорию. Но сердца верующих людей были наполнены любовью к своему Отечеству. Восхищение и трепет вызывает то, что, несмотря на внутреннее противоречие, эта любовь победила, и народ, объединившись на борьбу с врагом, выстоял и одержал героическую Победу.
Можно со всей уверенностью сказать, что к этому подвигу в равной степени были причастны и чада гонимой в те годы Православной Церкви. Митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх, прожил в осажденном Ленинграде весь период блокады, молитвой и пастырским словом поддерживая свою паству.
— Как Вы думаете, могут ли этим опытом сегодня воспользоваться наши современники?
— Вне всякого сомнения. Конечно, как тогда, так и теперь, обстоятельства жизни порой вынуждают человека второстепенное делать главным, а главное — второстепенным. Но любовь к Отечеству, к своей земле и своему народу — это как раз то, что свойственно духу Русской Церкви и что должно нас всех объединять.
Если же говорить о монахах, то, прежде всего, именно они являются воинами Христовыми. Дух монашества — это дух служения Богу, Матери-Церкви, своему Отечеству и народу Божию. А любое служение неизбежно связано с необходимостью самоотвержения. Мать служит ребенку, старший служит младшему, монах, сообразуясь со своим призванием, в мирное и военное время служит своему ближнему, своему народу и своему Отечеству. Если оскудеет эта добродетель, мы потеряем ту живительную силу, которая веками питала нашу Церковь и наше монашество.
— Какие выступления монашеского направления Рождественских чтений Вам особенно запомнились?
— Очень ярким показался мне доклад игумении Филареты (Калачевой) о том, как сестры Пюхтицкого монастыря, на территории которого располагалась в годы войны одна из частей немецкой армии, дерзновенно заступались за военнопленных, работавших на оккупантов. Как, проявляя милосердие и сострадание к больным и немощным, они умели с кротостью и вместе с тем настойчиво вступиться за тех, кто нуждался в заботе. Как, не провоцируя конфликтных ситуаций, но обращаясь к доброму началу в человеке, они могли убедить немецких солдат не усугублять страданий несчастных людей. Это очень важный пример для нас.
Интересными были доклады «Боевой путь Патриарха Пимена», который представил вниманию участников Чтений протоиерей Николай Соколов, и доклад монаха Антония (Воеводина) о Псковской миссии Псково-Печерской обители. Хотя, наверное, можно сказать, что все доклады о знаменитых пастырях и архипастырях, проходивших ратное служение в годы Великой Отечественной войны, были содержательными и интересными.
Мне вообще очень близка военная тема. Я родился в Белоруссии, в тех местах, где началась операция «Багратион». С детства читал книги о войне, в школе мы всегда торжественно отмечали День Победы. Мой отец был фронтовиком, но очень мало рассказывал о своих воинских подвигах, и, лишь повзрослев, я понял, что он не считал себя героем. Как и многие люди, прошедшие войну, он был счастлив уже тем, что остался жив, что не стал инвалидом… Ему было даже как-то стыдно перед погибшими товарищами за то, что из одного боя кто-то вышел живым и здоровым, а кто-то остался лежать на поле битвы.
Фронтовики умели радоваться жизни, были очень неприхотливы, дорожили человеческим общением и, казалось, были готовы отдать последнюю рубашку тому, кто в ней нуждался. В наш век развития коммуникаций, интернета и разнообразных средств связи человек очень часто чувствует себя одиноким. Забери у него телефон, и он словно окажется в пустыне. А в те годы люди берегли обретенную с Победой возможность общения, для них было очень важно встречаться и говорить друг с другом глаза в глаза, от сердца к сердцу.
— Последним пунктом в программе работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» значилось обсуждение документов комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Скажите, какие темы на этот раз разрабатывала Комиссия, которую Вы возглавляете?
— В формате круглого стола Комиссия обсуждала две темы: о монашеских общинах в духовных школах и служении монашествующих на приходах. Для работы над первым документом мы пригласили к сотрудничеству людей, чья деятельность непосредственно связана с духовным образованием. К настоящему времени проект документа подготовлен, прошел обсуждение, теперь, учитывая поступившие предложения, рабочей группе предстоит доработать его и предложить как результат своей работы президиуму Межсоборного присутствия.
Вторую тему мы также считаем очень важной. Приходская жизнь диктует свои требования монахам, которые несут служение в окружении мирян на монастырских подворьях в крупных городах, в заграничных поездках, профессиональных сообществах людей и пр. И наша забота о них связана с тем, чтобы дух монашества не оскудел в среде тех, кто вынужден исполнять послушание вне стен монастыря.
Вспоминая о Великой Отечественной войне в год 75-летия Победы, мы вновь и вновь говорим о том, что Церковь, в том числе и в лице монашествующих, никогда не отворачивается от мира и никогда не отделяет себя от своей паствы. Мы принимаем паломников в монастырях, духовно окормляем всех, кто к нам обращается, со смирением несем труды и заботы, в том числе и в приходских храмах, когда в этом есть насущная необходимость для Церкви. Обсуждение документов, которые готовит профильная Комиссия Межсоборного присутствия, в том числе и в формате встреч на Рождественских чтениях, дает нам возможность с разных позиций рассматривать насущные вопросы монашеской жизни. Кто-то трудится в образовательных учреждениях, кто-то несет свое служение в Вооруженных Силах, больничных храмах или местах лишения свободы, кто-то окормляет приходы Русской Православной Церкви за рубежом — мы всех стараемся услышать, чтобы, понимая проблемы своих собратьев, сделать полезными и содержательными наши документы.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru