Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Даниловом ставропигиальном монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Даниловом ставропигиальном монастыре
Версия для печати
4 марта 2020 г. 23:42

Вечером 4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В течение Великого поста наша мысль непременно должна касаться той реальности, которая именуется духовной жизнью. Духовная жизнь — это нечто совершенно особенное. Иногда о человеке высокой культуры, больших знаний в современном обиходе, в средствах массовой информации говорят: какой духовный человек! Действительно, люди образованные, культурные могут быть духовными, но могут быть и не духовными. Ибо понятие духовности не связано ни с уровнем культуры, ни с уровнем знаний, ни с положением в обществе, ни с другими какими-то качествами человека, кроме тех, что и формируют подлинную духовность. 

Духовность связана с милосердием, с подвигом, с послушанием. Это реальность, которая формируется в результате упорной работы над самим собой, и дело это нескорое. Невозможно начать и быстро закончить. Работа над самим собой, работа над стяжанием подлинной духовности может занимать годы, десятилетия, а если сказать точнее, всю жизнь, потому что нет предела ни в возрасте, ни в знаниях, ни в чем-то другом в движении к тому состоянию человека, которое именуется духовностью. 

Нередко люди даже религиозные, посещающие храм Божий, духовной жизнью не живут, потому что их приоритеты находятся вне её. Это, конечно, не означает, что человек, не овладевший навыками духовной жизни, должен махнуть рукой и в храм перестать ходить. Напротив, сознавая, что нашей личной или семейной жизни недостает духовного измерения, нужно употреблять особые усилия, чтобы благодать Духа Святаго снизошла на нас и помогла одухотворить человеческие отношения и нашу повседневность. 

Нередко человек проходит через жизненные испытания, которые сопровождаются повышенным стрессом. Люди по-разному реагируют на эти испытания. Некоторые отчаиваются, некоторые, лишенные веры и надежды, даже руки на себя накладывают, но на самом деле мы словно проходим через некую школу, а результатом может стать подлинная духовная жизнь. 

Под воздействием испытаний возникает желание приобщиться к духовной жизни. Вот очень важное слово — «желание». Без желания не может быть никакого духовного совершенствования. Можно всю жизнь сознавать себя верующим человеком, но при этом не иметь желания овладеть навыками духовной жизни, войти в небесную реальность. Иногда нам помогают обрести духовность жизненные обстоятельства — чаще всего горе. Нам кажется, что горе и скорбь — это абсолютно отрицательное понятие, что нужно сторониться всего, что связано со скорбями. Действительно, у каждого есть чувство самосохранения, и каждый воспринимает скорбь как некую опасность для своего здоровья и даже для своей жизни. Но нередко именно через скорби человек открывает для себя горизонты духовной жизни, и это единственное, что его спасает. Не какие-то внешние обстоятельства, не добрые слова со стороны друзей, не помощь, которая оказывается, а именно обретение духовного измерения жизни дает великую силу человеку. Вырастают крылья, которые помогают подняться над повседневностью, подняться над скорбями, взглянуть на суету мира сего с высоты птичьего или, лучше сказать, ангельского полета. Тогда все, что казалось таким огромным, важным, так напрягающим силы ума, воли и чувств, вдруг меняет свои размеры и становится совершенно незначительным. И когда человек вырастает до осознания ничтожности всех трудностей пред лицом вечности, тогда он становится непобедимым. 

Но есть и другая возможность, другое средство преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, то, что может действительно повредить нашему духовному, а иногда и физическому здоровью. Святые отцы говорили о таком состоянии, как укоренение ума в чувствах. Что значит укоренить разум в чувствах? Что значит проникнуть умом в чувства? Это значит подчинить разуму область чувств, среди которых и скорбь, и страдание. Но не просто человеческому разуму, а разуму, который пленен божественной истиной. 

Способность разума управлять чувствами, основывать действия на понимании Божественного промысла и воли Божией и является той силой, которая помогает человеку реально преодолевать скорби и все те тяжкие чувства, которые охватывают нас при жизненном неблагополучии. Мы живем в эпоху, когда так называемые стрессы, то есть негативная реакция человеческой психики на окружающий мир, начинают занимать очень большое пространство в нашей жизни. Существуют целые разделы медицины, посвященные тому, чтобы помочь человеку побеждать стресс. Но ведь не было у святых отцов никаких научных знаний о путях выхода из тяжких обстоятельств, однако великие подвижники жили так, что никакие самые суровые испытания не могли разрушить их внутренний мир. 

Такое состояние на святоотеческом языке именуется бесстрастием, то есть возвышением над внешними обстоятельствами, когда им не под силу поработить внутренний, духовный мир человека. Всему этому можно и нужно учиться. Но для этого мы должны очень внимательно относиться к своей внутренней жизни, к своим мыслям и, конечно, к поступкам. А для того чтобы разобраться в самих себе, у нас должен быть выработан навык воспитания внутреннего человека с его мыслями и чувствами, должен быть выработан навык анализа тех событий, которые происходят в течение дня. Лучшим средством являются молитва и размышление в конце дня. Размышление о том, что произошло в течение минувшего дня, насколько обстоятельства коснулись сердца и разума, насколько они повлияли в худшую или лучшую сторону на жизнь каждого из нас. К сожалению, таким духовным анализом, такой оценкой жизни мы практически не занимаемся — даже вечером помолиться не успеваем. Ложимся в постель, в лучшем случае осенив себя крестным знамением, ссылаясь на усталость, на недомогание, Бог знает на что еще. Но если мы выработаем навык молитвы и оценки каждого прожитого дня пред лицом Божиим, пред своей совестью, то сделаем очень многое для того, чтобы жизнь наша до неузнаваемости изменилась. Не только потому, что оценка прожитого дня обогащает человека способностью к беспристрастному анализу, но и потому что такая оценка, полученная в молитве пред лицом Божиим, помогает нам обрести силы, чтобы преодолевать плохое и открывать сердце свое к добру. 

И да поможет всем нам Господь жить так, чтобы дня не проходило вне нашего духовного контроля. Нужно научиться жить так, чтобы за каждый день мы могли дать ответ Богу и своей совести. Для этого не требуется никаких особенных усилий, кроме одного — приучить себя к вечерней молитве и сопровождать молитву беспристрастным и тщательным анализом своего духовного состояния, беспристрастной и предельно честной оценкой самого себя и, конечно, искренней молитвой Господу о прощении наших грехов. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

В Луганской епархии передали продукты и средства гигиены пострадавшим мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 13 мая 2022 года) [Статья]

В Москве пройдет благотворительный фестиваль милосердия «Белые крылья»

«Волонтерский корпус 36» в Воронежской епархии регулярно передает гуманитарную помощь беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 мая 2022 года) [Статья]

В Почаевской лавре состоялись торжества по случаю 20-летия прославления преподобного Амфилохия Почаевского

В суете будней сохранить главное [Статья]

В Неделю 5-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил храм Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Патриаршее служение в Неделю 5-ю Великого поста в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях г. Москвы

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ

Патриаршая проповедь в день памяти великомученика Георгия Победоносца после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Патриаршем Успенском соборе

Патриаршее слово после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Великую Субботу после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя